Эдикты Ашоки
Эдикты Ашоки — мощный корпус надписей индийского царя Ашоки Маурья, выбитых на скалах, каменных столпах, пещерных стенах и плитах по всей территории его обширной империи. Это древнейший массив письменных источников на территории Южной Азии, дошедших до нас в первоначальном виде. Эдикты записаны преимущественно на пракрите, разговорном диалекте среднеиндийских языков, с использованием письма брахми, а в северо-западных провинциях — письма кхароштхи. В отдельных регионах встречаются греческие и арамейские версии текстов.
Описание[править]
Надписи создавались на протяжении нескольких десятилетий и могут быть датированы относительно по упоминаниям лет после коронации, которые встречаются в тексте. Ранние надписи датированы 12-14 годами правления, более поздние 27-28 годами. Географический охват надписей позволяет судить о границах империи и путях её административной коммуникации. Многие надписи были установлены вблизи важных торговых путей или религиозных центров, чтобы их прочитало как можно больше людей. О таком намерении в текстах говорил и сам почтенный Ашока.
Традиционно эдикты Ашоки делятся на несколько групп. Самих эдиктов примерно 33.
Часть эдиктов была инсталлирована на обычные каменные поверхности и скалы, часть на большие специально поставленные в таких целях столпы. Также их разделяют по объёму информации, и таким образом разделяют на Малые эдикты и Большие эдикты, впрочем и объём больших эдиктов может существенно отличаться.
Эдикты Ашоки весьма важны как источник информации. До их дешифровки история Маурийской империи была известна в основном по греческим свидетельствам и значительно более поздним индийским текстам. Эдикты впервые дали возможность понять, как правил сам царь. Упоминания конкретных современников Ашоки, греческих царей Антиоха II Теоса, Птолемея II Филадельфа, Антигона Гоната, Магаса Киренского и Александра Эпирского, позволяют установить точные даты, которые давались те или иные повеления.
Весьма важны они и тем, что подтверждают древность буддизма.
Суть[править]
Дхарма[править]
Центральным понятием всех эдиктов является дхарма — нравственный порядок, надлежащее поведение, закон праведной жизни. Однако дхарма Ашоки отличается от позднейшей буддийской доктрины, это скорее универсальный этический кодекс, доступный людям любых верований. Сам Ашока писал, что его дхарма может быть применена представителями всех религий.
Дхарма включает: послушание родителям и старшим, щедрость по отношению к браминам, шраманам и нищим, уважение к жизни всех существ, воздержание от насилия, правдивость, умеренность в расходах и стяжании, доброжелательность к слугам и рабам, а также веротерпимость.
Ненасилие и защита животных[править]
Неоднократно повторяется принцип ахимсы, ненасилия по отношению к живым существам. Второй малый наскальный эдикт содержит пространный список животных, охраняемых государством: попугаи, скворцы, куропатки, черепахи, рыбы, носороги, быки, дикобразы, белки, олени, ящерицы, дикие ослы, дикие голуби и многие другие. Запрет на их убийство сопровождается указанием конкретных религиозных дней, когда нельзя кастрировать животных, жечь леса и охотиться.
Первый большой наскальный эдикт запрещает убийство животных в целях жертвоприношения при дворе. Ранее на царских кухнях ежедневно закалывали сотни животных, теперь же допускались лишь отдельные виды. Параллельно Ашока учредил по всей стране ветеринарные лечебницы, это были первые подобные заведения, о которых известно из письменных источников.
Религии[править]
Ашока утверждает, что чтит людей всех вер, браминов, шраманов, адживиков, нигрантхов и других. Он порицает тех, кто восхваляет собственную религию и принижает чужую, считая подобное поведение вредным для самой этой религии. Подлинный плод религиозной практики — рост сущностного в каждой традиции.
При этом сам Ашока была значимым проповедником буддизма, он совершал паломничества к местам жизни Будды (Лумбини, Бодхгая, Сарнатх, Кушинагар), строил ступы, организовывал буддийские соборы и отправлял миссионеров в Шри-Ланку, Юго-Восточную Азию, Центральную Азию и, возможно, Египет и Грецию. Однако он не запрещал прочие верования.
Государственное управление[править]
Эдикты содержат подробные сведения об административных мерах, предпринятых Ашокой. Он говорит о создании разветвлённой системы медицинской помощи: «Везде, где нет лечебниц для людей и животных, Любимым Богами они были устроены». Вдоль дорог посажены деревья, вырыты колодцы, построены дома отдыха для путников и животных.
Введена должность специальных чиновников — дхармамахаматтов, обязанностью которых была забота о нравственном благополучии населения, надзор за правильным отправлением религиозных обрядов и правосудием, а также попечение о заключённых. Третий большой наскальный эдикт регламентирует деятельность областных чиновников и предписывает им регулярные поездки по вверенным территориям каждые пять лет с целью распространения дхармы.
Правосудие[править]
Ашока предписывает единообразие приговоров за одинаковые преступления, отменяет пытки при допросе для определённых категорий подозреваемых, предоставляет осуждённым трёхдневную отсрочку казни для урегулирования имущественных дел и молитвы. Он допускает, что чиновники могут совершать ошибки и несправедливо заключать людей под стражу, и устанавливает механизм оспаривания.
При этом он не отрицает того, что те, кто совершили тяжкие преступления, должны быть казнены.