Пополь-Вух
Пополь-Вух (он же Popol Vuh, Пополь-Бух, Пополь-Фу, Книга Народа, Книга Совета, Священная Книга с ударением на любом слоге, потому что всем, в общем-то, похуй) — эпический сборник баек индейцев майя-киче, дошедший до нас в виде копипасты, сделанной каким-то прошаренным анонимусом в XVI веке. В оригинале представлял собой, скорее всего, что-то вроде набора пиктограмм на шкуре недовольного леопарда, но, благодаря стараниям испанских миссионеров, трансформировался в текст на языке киче латиницей.
Считается, что это, блджад, величайший памятник литературы коренных американцев. На самом деле — дичайшая смесь мифов, легенд, исторических хроник (в представлении майя, разумеется), генеалогических таблиц (кто кого возлюбил и породил очередного криворукого правителя) и, что самое важное, практического руководства по выживанию в джунглях. Если, конечно, вы бог-полуягуар-получеловек-полукукуруза.
Содержание[править]
Начинается все, как водится, с Сотворения мира, только вместо доброго дедушки Бога там какие-то пернатые змеи, непонятные боги с именами вроде Хуракан (сразу чувствуется суровый нрав товарища) и прочая НЁХ. Они долго и нудно спорят, как бы им сотворить мир и человеков, но получается у них, мягко говоря, хреново. Сначала эти гении инженерной мысли слепили людей из глины, но те оказались слишком тупыми и разваливались от любого чиха. Потом попробовали сделать людей из дерева, но деревянные болванчики тоже оказались не фонтан — ходили, говорили, даже срачи устраивали, но вот души в них не было, совсем. Пришлось богам устроить локальный армагеддец и перебить почти всех деревянных и глиняных недочеловеков.
Дальше начинается какой-то сюрреалистический экшен про братьев-близнецов Хунахпу и Шбаланке, которые троллят демонов подземного мира Шибальбы, играют с ними в мяч (причем мяч, судя по всему, был главным героем), ВНЕЗАПНО умирают, воскресают, опять умирают, опять воскресают… Короче, Санта-Барбара отдыхает.
В конце концов, боги таки находят рецепт идеального человека: кукуруза + немного магии + щепотка Большого Пиздеца. Из этой термоядерной смеси и получаются первые, настоящие люди, от которых и пошли все майя-киче.
Далее идут унылые главы про то, как эти самые майя-киче расселялись по своим Мезоамерикам, строили города, воевали друг с другом, приносили в жертву пленных (и не только пленных, если честно), мерялись пирамидами и вообще всячески загнивали. Заканчивается всё это великолепие списком династий правителей, от которого хочется выйти в окно даже самому упоротому историку.
Значение[править]
Школьники и прочие студентота страдают от Пополь-Вуха на уроках истории и литературы, ученые мужи ломают копья, пытаясь понять, что же курили авторы, а эзотерики ищут в нем глубинный смысл и тайные знания. Нью-эйджеры вообще считают Пополь-Вух чем-то вроде Библии, только для язычников.
Скептики же уныло жужжат, Пополь-Вух — это просто сборник старых сказок, которые рассказывали друг другу майя-киче долгими вечерами у костра. Сказки эти, конечно, странные, упоротые и местами криповые, но зато дают хоть какое-то представление о том, как жили и во что верили эти самые майя-киче. Ну, и лулзов там тоже хватает, если читать с правильным настроением. Однако люди умные, а не тупые гилики, понимают, что сказка — может быть и ложью, но в ней всегда есть намёк.
Алсо[править]
- Существует музыкальная группа Popol Vuh, которая, внезапно, немецкая и играет краут-рок. Кэп намекает, что к индейцам майя они имеют такое же отношение, как морские свинки к морю.