Антиалкогольная кампания при Горбачёве
Антиалкогольная кампания при Горбачёве — одно из крупных событий в истории Перестройки.
Суть[править]
С времён Сталина и по эпоху Брежнева страна спивалась. Отчасти, этого хотела власть, так как только алкаши могли верить в коммунизм и интернационализм, а с другой стороны, советская система была пресной и скучной. По зомбоящику передавали одни речи Верховного Совета, в книжных магазинах печатались только труды марксизма-ленинизма, в общем скучно было. К тому, же в стране был дефицит, и заработанные деньги нельзя было просто прожрать, так как жратвы было мало, а вещей тем более. В итоге, народ спивался.
Михаил Горбачёв запустил антиалкогольную кампанию уже 2 месяца после прихода к власти.
16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие Указы были приняты одновременно во всех союзных республиках.
Произошло резкое сокращение производства бухлишка: 1985 — 199 млн, 1986 — 121 млн, 1987 — 93 млн дал абсолютного алкоголя. За период 1980—1985 производство бухла сократилось менее чем на 15 процентов, а в течение 1985—1988 годов — почти в два раза.
Исполнение было беспрецедентным по масштабу. Государство впервые пошло на снижение доходов от алкоголя, которые были значимой статьёй государственного бюджета (около 30 %, по некоторым данным 15 %), и стало резко сокращать его производство. После начала борьбы с пьянством в стране было закрыто большое количество магазинов, торговавших ликёро-водочной продукцией. Нередко на этом комплекс противоалкогольных мероприятий в ряде регионов заканчивался. Так, первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Гришин закрыл многие алкогольные магазины и отрапортовал ЦК о том, что работа по отрезвлению в Москве завершена. Несколько раз поднимались цены на водку: популярная водка, получившая в народе прозвище «Андроповка», которая стоила до начала кампании 4 р. 70 к., исчезла с прилавков, а с августа 1986 года самая дешёвая водка стоила 9 р. 10 к.
Кампания чрезвычайно негативно отразилась на винодельческой отрасли и её сырьевой базе — виноградарстве. В частности, были резко сокращены ассигнования на закладку виноградников и уход за насаждениями, увеличено налогообложение хозяйств. Главным директивным документом, определяющим пути дальнейшего развития виноградарства, стали утверждённые XXVII съездом КПСС Основные направления социального и экономического развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года, в которых было записано: «Осуществить в союзных республиках кардинальную перестройку структуры виноградарства, ориентировав его в первую очередь на производство столовых сортов винограда». В Молдавии было уничтожено 80 тыс. гектаров виноградников из 210 тыс. Директор молдавского винзавода «Cricova» Валентин Бодюл, работавший в то время главным инженером, утверждал, что людей «по выходным заставляли выходить с топором и рубить виноград», а те, кто пытался защитить виноградники, получали 14—15 лет тюремного заключения. С 1985 по 1990 год площади виноградников в России сократились с 200 до 168 тысяч га, восстановление раскорчёванных виноградников сократилось вдвое, а закладка новых не производилась вообще. Среднегодовой сбор винограда упал по сравнению с периодом 1981—1985 годов с 850 тысяч до 430 тысяч тонн. По некоторым данным, было уничтожено 30 % виноградников.
В итоге, на практике, антиалкогольная кампания дала следующие результаты:
- расцвело теневое производство (самогоноварение), которое нередко приводило к отравлениям.
- упали доходы государства.
- рост коррупции и криминала.
Экс-советник М. С. Горбачёва Г. Х. Шахназаров писал, «антиалкогольная кампания обошлась стране в 100 миллиардов рублей».
В мае 2015 года Михаил Горбачев признал ошибки при проведении антиалкогольной кампании в СССР 30 лет назад. Об этом он заявил в интервью сайту "Комсомольская правда". "Но считаю, что антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов", - сказал экс-президент СССР[1].