Эвмениды
Эвмениды — в древнегреческой мифологии то же, что Эринии.
Описание[править]
Эринии — богини проклятия, кары и мести. Они преследуют и карают преступников, а по отношению к раскаявшимся преступникам становятся Богинями-благодетельницами. В римской мифологии им соответствуют фурии.
В трагедии Эсхила «Эвмениды» Эринии изображаются в одном из эпизодов мифологического цикла о Пелопидах. Орест, убивший собственную мать, чтобы отомстить за отца, спасается от их преследования. В итоге благодаря позиции богини Афины Орест был оправдан. Чтобы умилостивить Эриний, жители города устанавливают новый культ в их честь как «милостивых богинь» (Эвменид).
Есть Эвмениды отца, матери, родителей; также детей, нищих, то есть всякого, кто обижен и чья обида вопиет о мщении. Воплям и проклятиям жертвы внемлют Богини и преследуют виновного без устали и пощады не только на земле, но и в преисподней после смерти, пока мера мщения не исполнится. Уже в Илиаде Богини-мстительницы живут в преисподней. «Бродящими во мраке», где гнездятся преступления, «жестокими», «свирепыми», «гибельными» называются они у Гомера. Пифия в ужасе бежит из святилища Аполлона при виде эвменид, расположившихся у жертвенника. Аполлон гонит их из своего храма туда, где виновных казнят, где раздаются стоны измученных преступников. Не одною смертью карают богини: с момента совершения преступления они неотступно преследуют виновного, причиняя ему мучительнейшие страдания, физические и душевные, даже за гробом. Трагедия «Эвмениды» заключает собою трилогию Эсхила Орестию, обильнейший источник наших сведений об Эвменидах. Богини жаждут крови матереубийцы Ореста, они гонятся за ним из Аргоса в Дельфы, из Дельф в Афины, и только вмешательство «юных» божеств, Аполлона и особенно Афины, сострадательных, различающих побуждения к действию, смиряет ярость «старейших» божеств и спасает Ореста, отмстившего за смерть отца по внушению Аполлона. Первое умилостивление богинь, карающих злодеяние без внимания к его мотивам, трагик относит ко времени учреждения древнейшего судилища излюбленных граждан. У следующего за Эсхилом трагика, Софокла, те же богини милостиво принимают в своей роще подле Афин другого страдальца, Эдипа, искупившего невольную вину бедствиями и душевными страданиями (Эдип в Колоне). Под именем милостивых Эвмениды чествовались в Сикионе и в других местах Пелопоннеса. По мере смягчения нравов беспощадные мстительницы-богини сами находят возможным во внимание к душевному состоянию виновного и к условиям правонарушения освободить от наказания вопиющие по внешнему виду преступления. У Еврипида (Орест) Эвмениды — терзания возмущенной совести преступника.
К Эвменидам обращается ведьма Эрихто в своем заклятии воскрешения мёртвых:
О Эвмениды, и вы все,
Муки смертельного Стикса...
Позднее, когда Боги сначала не выполняют приказ Эрихто, она обращается к ним уже в другом тоне:
О, Тисифона, и ты, к моим воплям глухая Мегера,
Что еще медлит ваш бич погнать сквозь пустоты Эреба
Душу злочастную ту? Я истинным именем вашим
Вас призову, стигийских собак, и на свет я надземный
Выведу; буду вас гнать сквозь костры погребенья, как сторож,
Выкину вас из могил, все урны у вас отниму я!