Три души
Три души — понятие у ацтеков, согласно которому люди имеют в своем теле, в разных его частях, три души.
Описание[править]
Согласно представлениям ацтеков, Боги питались энергетическими субстанциями, заключенными в физическом теле человека. Оно считалось сосудом, удерживающим в себе небесные силы Богов, которые создали людей и правят ими. Вслед за испанскими монахами эти энергетические субстанции ацтеки стали называть душами. Всего их насчитывается три. Это:
- Тоналли (tonalli)
- Тейолия (teyolia)
- Иийотль (ihiyotl).
Основное вместилище тоналли — голова, тейолии — сердце, иийотли — печень или желудок. Все три души важны для человека и должны существовать в гармонии между собой. После смерти они покидают тело. Души человека, принесенного в жертву, принимаются Богами как приношение.
Немного подробнее о тоналли, поскольку учение о ней позволяет понять многие специфические действия, совершаемые участниками ритуалов, связанных с человеческими жертвоприношениями. Слово «тоналли» (tonalli) с науатля переводится как «день, судьба» и отражает представление о том, что от тоналли зависит судьба человека, которая определяется жрецами по дню его рождения. Тоналли переводится также как «тепло солнца» и означает солнечный свет дня, жизненную энергию, которую, согласно одной из трактовок, даровали человеку первые Боги Ометекутли и Омесиуатль. Они вдохнули тоналли в ребенка и зажгли огонь в его груди.
Тоналли находится в родничковой зоне черепа и в волосах, растущих на этой зоне. Кроме того, она присутствует в крови, которая, двигаясь по всему телу человека, содержит в себе также души сердца и печени. Поэтому малую жертву энергетических субстанций Богам человек может принести, совершая ритуал кровопускания. Большая жертва поступает Богам, когда кровь жертвуется вместе с жизнью человека, умерщвляемого жрецом на жертвенном камне.
Душа сердца и душа печени покидают человека только после его смерти. Тоналли же может выходить на время из человеческого тела, например, во время ночного сна или во время чихания, зевания, испуга. Волосы, растущие в зоне родничка, не позволяют ей покинуть тело навсегда.
О том, какое значение ацтеки придавали волосам родничковой зоны, свидетельствует «портрет» Несауальпилли — правителя Тескоко в 1472—1515 гг.. Он носит короткую стрижку, модель которой соответствует рангу тлатоани («тот, кто хорошо говорит» — правитель города-государства; уэй- тлатоани — великий тлатоани. В литературе эти термины заменяются словами «король» и «император», соответственно). При этом прядь волос, растущих на родничке, имеет бОльшую длину, нежели все остальные. Она перевита красным шнуром, к концам которого привязаны украшения из драгоценных перьев кецаля и других птиц. Этот декор для волос называется кецальлальпилон (quetzallalpilon) и считается знаком самого высокого статуса персоны.
Представление о том, что волосы на родничковой зоне являются вместилищем тоналли, лежало в основе ритуальных действий воинов при пленении врага на поле боя и затем перед жертвоприношением пленника в храме.
Ритуал пленения врага в иконографии ацтеков имеет свой изобразительный канон. Композиция обычно включает в себя пару воинов — победителя и побежденного. В ходе ритуала у ацтеков победитель, схватив побеждённого за голову, смотрел на него и забирал у него часть его тоналли, перед жертвоприношением отрезая у него те волосы на макушке, которые в момент пленения держал рукой.
Таким образом, воин освобождал тоналли, позволяя ей покинуть тело человека, и забирал ещё одну её часть себе, а вместе с ней жизненную силу и отвагу врага. На темалакатлях («каменное веретено» — жертвенный камень, алтарь в виде мельничного жернова) императоров и Монтесумы I, где изображены правители-воины в образах богов, пленник почти равен по статусу воину, захватившему его. Поэтому он продолжает стоять перед победителем, лишь слегка наклонив голову. На миниатюрах, показывающих ритуал пленения в Кодексе Мендосы, изображены не боги, а люди. Поэтому пленник показан на них в позе покорности.
А вот Бернардино де Саагун дает несколько иную информацию, которая содержится в его «Всеобщей истории вещей Новой Испании» в главе, посвященной Тлакашипеуалицтли. Основные церемонии этого праздника проходили в последние два дня месяца с тем же названием. Накануне каждого из них совершалось молитвенное бдение, которое продолжалось почти всю ночь. «…И бодрствовали почти всю ночь те, кто должен был умереть, в доме, который они называли кальпулько. Здесь им вырвали волосы из середины макушки головы; они совершали эту церемонию у огня, — сообщает Саагун. — Это делалось в полночь, когда они имели обыкновение извлекать кровь из ушей, чтобы пожертвовать богам, что они всегда делали в полночь». Волосы с макушки головы они хранили как реликвии. То есть, согласно Саагуну, волосы не отстригали, а вырывали (arrancaban). Но кто их вырывал и хранил как реликвии — хозяева пленников или жрецы, — он не уточняет.
К слову, сцену ритуального пленения врага можно видеть на стеле № 15, обнаруженной при раскопках города Йашчилана. Он находится в штате Чьяпас, Мексика, и относится к культуре майя классического периода (600—800). Стела свидетельствует о том, что данный обычай существовал в Мезоамерике задолго до появления на исторической арене ацтеков и был унаследован ими от более древних культур так же, как идеология и практика человеческих жертвоприношений и кровопускания. Согласно представлениям майя, кровь была мощным источником священных субстанций (k’uh), которые были необходимы, чтобы питать и поддерживать богов. «Величайшим источником k’uh для майя, — писал американский археолог и майянист Роберт Шерер, — была сама жизнь, и, как следствие, жертвой самого дорогого было принесение жизни человеческого существа богам. Таким образом, наиболее значительные и важные ритуалы были освящены человеческими жертвами».
Что касается волос, то они играют важную роль не только у ацтеков, но и в магии и некоторые народы также считают, что душа находится в волосах.
Тейолия пребывает в сердце и неотделима от живого тела. Она также является божественным огнем, который оживляет людей, поддерживает и придает энергию и форму их чувствам и мыслям. Человек мог увеличить количество этой энергии, совершая подвиги на войне, добиваясь больших успехов в сфере искусства или управления. Жрецы, художники, а также мужчины и женщины, которые олицетворяли божеств во время фестивалей, считались живыми передатчиками тейолии, даром богу от города. После смерти тейолия, как и тоналли, остается рядом с телом четыре дня. Затем тейолия человека, умершего своей смертью, начинает путешествие в Миктлан. Тейолия человека, умершего на войне или на жертвенном камне, отправляется на «небо Солнца» (nepantla tonatiuh), где она превращается в птиц. Это соответствовало вере ацтеков в то, что, предлагая человеческие сердца посредством жертвоприношений, они увеличивают запас энергии, доставляемой богам Солнца.
Иийотль представляет собой невидимую энергию, которая занимает область печени или желудка и содержит страсть и агрессию. Она находится в телесном воздухе, который человек вдохнул или выдохнул, и используется для заклинаний. При этом иийотль позволяет жрецу положительно или отрицательно влиять на здоровье и жизнь человека, животных и растений, а также на ход событий. Иийотль, или «воздух ночи», ассоциируется с тенью, то есть как бы скрывалась от всего. Иийотль пробуждал порочные страсти, гнев и зависть.