Идея идеального города
Идеальный город (ideal city) — концепция, задуманная как утопическая доктрина в сфере социальных теорий и архитектурных моделей. Идеально организованное пространство как в социальном, так и в архитектурном плане. Задуманный в проектах и сочинениях, на практике полностью до сих пор не реализован.
Концепция[править]
«Идеальная» природа такого города может включать в себя моральные, духовные и юридические качества гражданственности, а также способы их реализации с помощью городских структур, включая здания, планировку улиц и т. д. Планы местности идеальных городов часто основаны на сетках (в подражание римскому градостроительству) или других геометрических узорах. Идеальный город часто представляет собой попытку реализовать утопические идеалы на местном уровне городской конфигурации, жизненного пространства и удобств, а не на уровне культуры или цивилизации в целом, как в классических утопиях, таких как Утопия Сент-Томаса Мора.
Античная концепция идеального города[править]
Основы заложены Платоном (427—347 гг. до н. э.) в диалоге «Государство», в художественной форме детально описана идеальная система жизни в государстве-городе на острове Атлантида в диалоге «Критий». Идеи Платона получили развитие в творчестве архитекторов (итальянские города-крепости с их радиально-кольцевой системой), а также теоретиков, разрабатывавших социальные утопии.
Идеальный город Нового времени[править]
Наиболее известны Томас Мор (1478—1535) и его остров Утопия, Томмазо Кампанелла (1568—1639) и его «Город Солнца», и «Новая Атлантида» английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Одним из первых известных нам утопических трактатов, посвящённых детальному описанию идеального города, создал итальянский архитектор А. Филарете под названием «Трактат об архитектуре» (ок. 1465). В трактате даётся описание города Сфорцинда (в честь миланского покровителя Филарете, герцога Сфорца). Город на плане Филарете окружён крепостной стеной и имеет форму восьмилучевой звезды. В каждой вершине восьмиугольника высятся сторожевые башни; из центра к ним тянутся проспекты. Город связан с внешним миром через систему каналов. В центре Сфорцинды находится главная площадь с собором. Проект Филарете насыщен астрологическими символами.
Шарль Фурье (1772—1837) и Роберт Оуэн (1771—1858) предложили не город, а сеть небольших самодостаточных общин, равномерно распределённых по территории государства.
Французский архитектор Клод-Николя Леду (1736—1806) спроектировал город Шо с обширной пояснительной запиской. В этом проекте Леду воплотил ренессансную идею «идеального города».
Элементы планировки в духе «идеального города» известны и в градостроительстве России. Примером может служить проектное предложение по развитию Санкт-Петербурга, автором которого был Ж.-Б. Леблон. Частично оно было реализовано, найдя воплощение в виде регулярной планировки Васильевского острова.
С развитием промышленности в крупных городах мира появились новые социально-экологические проблемы, пытаясь решить которые, архитекторы и градостроители предложили различные градостроительные концепции: «город-сад» (Эбенезер Говард, 1902), «линейный город», «соцгород», «индустриальный город» (Тони Гарнье, 1918), «лучезарный город» (Ле Корбюзье, 1930) и др.
Концепция идеального города XIX—XX веков[править]
Говард Эбенезер (1850—1928), в книге «Города — сады будущего» предложил систему из общин в 30 тыс. человек в непосредственной близости от крупного города-мегаполиса. Идею «линейного города» впервые предложил инженер А. Сориа-и-Мата (1882), он даже начал его строить на окраине Мадрида: узкой полосой вдоль транспортных магистралей. Здесь тоже должны были жить 30 тыс. человек. Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере, 1887—1965), швейцарский архитектор, ставший «властителем дум» нескольких поколений архитекторов, построил в 1956 году в Индии город Чандигарх. Как своеобразный идеальный город задумывалась и новая столица Бразилии — Бразилиа, спроектированная архитектором Лусио Коста и Оскаром Нимейером.
В 1959 году Фрэнк-Ллойд Райт спроектировал город будущего на острове Эллис, а также башню-небоскрёб высотой 1500 м — город на 1,5 млн жителей. Иона Фридман предложил идею «города-структуры», Ричард Бакминстер Фуллер — города, покрытого прозрачным куполом-мембраной.
В конце 1960-х — начале 1970-х прожектёры пытались выстроить около Парижа «еще один Париж, гораздо лучший», и при этом тоже звучали разговоры о концепции идеального города. Рене Госинни и Альбер Удерзо высмеяли эту затею в одном из выпусков своих комиксов об Астериксе.
Проект «идеального» города с использованием подземного пространства предложили архитекторы А. Спиллхаус, Б. Шривер и инженер Бакминстер Фуллер. Описанный в одноимённом романе Ж. Верна плавучий город — одна из немногих реализованных утопий идеального города. К ней можно отнести многопалубные океанские лайнеры. Например, «World» американской компании ResidenSea, «Magellan» компании Residential Cruise Line и «Freedom Ship» компании Freedom ShipInternational с населением в несколько десятков тысяч человек.
В России модель идеального города развивается в проекте «Новый элемент расселения» с 1960-х годов до настоящего времени.
Самый БЕЗУПРЕЧНЫЙ город[править]
Алагадда — самый БЕЗУПРЕЧНЫЙ город. Повешенный Король несёт в себе блеск человечества и вкладывает всю славу людей в Алагадду. В Алагадде все великолепно. В здании даже нет щелей. В сути Алагадда давняя мечта и идея Повешенного Короля о том, что Царство Небесное все еще может существовать на земле. Повешенный Король собрал в Алагадде все самые прекрасные вещи, поэтому
В АЛАГАДДЕ БОЛЬШЕ ВЕЩЕЙ, ЧЕМ МОЖЕТ ПРЕДСТАВИТЬ ЗЕМЛЯ.
И его вера в свою идею и в Алагадду не позволяет ей погрузиться в забвение, как человеческие города и не исчезнуть в мета-небытие (Непредназначенное), против которого не может противостоять даже Панглосс. Алагадда- город чудес и ложной мечты его Короля. Повешенный Король- бог, который не верит в богов, что есть парадокс. Алагадда- воплощение безупречности, которая выродилась из отражения его человеческой неудачливости. Король поддерживает город и все его прекрасы и безупречность, воплощение его мечты и сна, лишь усилием своей воли и желанием. Король любит свой город и творение всем сердцем (см. рассказ «Там, где заканчиваются Карты»[1]).
Алагадда самое сюрреалистическое, прекрасное и одновременно ужасное. Алагадда- это идеал. Идея, которую не реализовали люди, но реализовал Король. Один человек может сотворить красивый город, но будет ли этот город идеальным? У каждого человека свои идеи, свои мысли о том, каким должен быть идеальный город, поэтому этот город может быть красивым, но не идеальным. Алагадда же идеальна. Поэтому его город будет жить вечно, пока человечество продолжает существовать и мечтать. Алагадда это символ потерянного Рая, город совершенства, о котором каждый втайне мечтает, но которого никто никогда не сможет достичь.
Примечания[править]
- ↑ Кстати, «Место, где заканчиваются Карты»- это Алагадда.