Многие знания, многие печали
Многие знания, многие печали (также во многой мудрости многие печали) — известное выражение из Библии, которое принадлежит великому мудрецу — царю Соломону. Приведено в книге Екклесиаста, в конце первой главы, где Соломон рассказывает о своём опыте, который он получил после того, как приобрел величайшую возможную мудрость.
Описание[править]
В первой главе Соломон рассуждает о том, что всё, что есть в мире, уже когда-то было (нет ничего нового под Солнцем), и всё идет фактически по спирали, и представляет собой в основном бессмысленную суету. Он говорит, что направил свою мудрость на познание того, что же является сутью мира, и пришел к выводу, что эти знания ведут лишь к печали:
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа;
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
И познаёт старый царь, что на самом деле для радости надо поменьше думать, и просто жить в гармонии с миром, радоваться тому, что приносит каждый день.
Согласно христианской доктрине, обретение счастья на Земле в принципе невозможно, как и построение райской утопии. История Земли началась с грехопадения, и до момента пришествия Мессии останется в первую очередь владениями Князя мира сего. А оттого, чем больше человек старается узнать о мире, тем больше печали он получает — так как приходит к неутешительным выводам о происходящем.
Похожее мнение было высказано и в послании апостола Павла к коринфянам:
Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом
Преподобный Иероним Блаженный Стридонский трактовал это высказывание таким образом:
Ибо во множестве мудрости множество негодования: и кто прилагает мудрость, прилагает печаль. Чем больше кто будет постигать мудрость, тем больше он негодует, что подчинен порокам и далек от добродетелей, к которым стремится
В целом можно сказать, что чем больше человек постигает природу вещей, тем больше он видит несовершенство и безысходность всего, что происходит на свете. Поэтому, в свою очередь, именно дураки являются наиболее счастливыми — так как они о таких материях в принципе не задумываются (как, впрочем, и большинство людей, что забивают жизнь сиюминутным).
К похожему выходу пришёл и великий русский философ Лев Толстой, открывший, что человек более всего счастлив, когда занимается простым трудом на благо других и не желает стяжать слишком много — в этой простой жизни он находит покой, в то время как в попытках изучить и тем более изменить мир — найдёт лишь бесконечные проблемы.
Также выражение может использоваться, если кто-то пережил жуткое откровение, перевернувшее все представления об определенных объектах мира сего (см. I've seen horrors).
Альзо, слово "печаль" в старославянском таки означало "прибыль" (сохранилось, например, в болгарском, "печалба"), так что всё вышесказанное делает мне смеяться с гоев. Многие знания ведут к прибылям, потому что Информация правит миром.