Два старика
Два старика, также Два монаха или Старик и монах (Dos viejos, Dos frailes или Un viejo y un fraile), — названия одной из 14 «Чёрных картин», написанных Франсиско Гойей в 1819—1823 годах. В то время Гойе было около семидесяти лет, и он испытывал сильное физическое и умственное напряжение после двух приступов неизвестной болезни. Работы были нанесены непосредственно на внутренние стены дома, известного как Кинта дель Сордо («Дом Глухого»), который Гойя купил в 1819 году.
Предыстория[править]
В 1819 году Гойя приобрел недвижимость примерно за 60 000 реалов, расположенную на семнадцати акрах земли к юго-западу от Мадрида, в непосредственной близости от реки Мансанарес и моста Сеговия. На семьдесят третьем году жизни Гойя удалился в это поместье за городом. Дом по совпадению был известен как Кинта дель Сордо (Дом Глухого) в честь его предыдущего владельца. В 1819 году Гойю сразила загадочная болезнь, возможно, рецидив недуга, который впервые поразил его около двадцати пяти лет назад, хотя о природе или лечении того и другого известно мало. Эта болезнь оставила Гойю тяжело больным, и только благодаря медицинскому вмешательству друга Гойи, доктора Арриеты, его жизнь была спасена. В благодарность за услуги Врача он написал портрет Арриеты и самого себя, надписав его с посвящением: «Гойя, в благодарность своему другу Арриете: за сострадание и заботу, с которыми он спас ему жизнь во время острой и опасной болезни, которой он страдал в конце 1819 года на семьдесят третьем году жизни».
Последствия этой болезни часто упоминаются как катализатор создания «Чёрных картин», поскольку она привела художника к физическому и психическому напряжению. Существует мало первичных доказательств, объясняющих, почему были созданы эти работы или что они на самом деле означают, что оставляет историкам искусства интерпретировать работы и, в свою очередь, догадываться, почему Гойя создал их. «Чёрные картины», вероятно, никогда не предназначались для того, чтобы их видел кто-либо, кроме художника. Два старика, вероятно, занимали позицию на втором этаже, напротив Юдифи и Олоферна.
Описание[править]
В этой работе мы видим две пожилые фигуры, одетые в монашеские одеяния, стоящие на черном фоне. Основная фигура стоит в центре композиции, доминируя на переднем плане; мужчина стоит, слегка сгорбившись, с задумчивым выражением на лице. Его длинная седая борода обрамлена руками, которые легко опираются на пастушью трость. Рядом с ним находится очень карикатурная фигура, лицо которой кажется животным или похожим на труп. Кажется, что эта фигура кричит в ухо своему спутнику, что может быть намеком на глухоту Гойи. Эта темная фигура создает зловещее впечатление в композиции, по-видимому, сильно намекая на какой-то негативный оттенок. Возможно, анималистическая фигура является комментарием к собственным страхам художника перед безумием, теме, которую он ранее исследовал в различных качестве на протяжении всей своей творческой карьеры. Возможно, что основная фигура может представлять Хроноса, бога времени, хотя это кажется маловероятным, когда мы рассматриваем ситуацию и аспект второстепенной фигуры. Однако, если бы мы рассматривали эту фигуру как Memento Mori, работающую в унисон с концепцией времени, это вполне могло бы быть возможно.
Существует заметная разница в обращении с этими двумя фигурами. Спокойно опираясь на трость с печальным, но безмятежным выражением лица, бородатый мужчина напоминает философов, изображенных Веласкесом, которые были скопированы Гойей. В ярком контрасте черты его чудовищного спутника напоминают монахов, изображенных Гойей в его «Капричос» и «Несопоставимых». Этот рисунок очень похож на рисунки из другой работы серии, «Два старика едят суп». На протяжении всей серии «Чёрные картины» изображают различные уровни мрачных образов, но сохраняют всепроникающую зловещую подоплеку. «Чёрные картины» не предназначались для того, чтобы их видел кто-либо, кроме художника, один историк искусства зашел так далеко, что заявил: «эти картины настолько близки к герметичности, насколько любые, когда-либо созданные в истории западного искусства».
Реставрация[править]
Французский банкир барон Фредерик-Эмиль д’Эрланже купил собственность Гойи в 1873 году в районе, подготовленном к застройке, и заплатил значительную сумму за реставрацию и передачу работ в Квинте. Как и другие картины серии, работа была перенесена на холст между 1873 и 1874 годами под руководством Сальвадора Мартинеса Кубельса, куратора Музея Прадо. Владелец, барон Эмиль д’Эрлангер, пожертвовал полотна испанскому государству в 1881 году, и сейчас они выставлены в Музее Прадо. Как и многие работы из серии, «Два старика» находились в плачевном состоянии и подверглись значительным восстановительным работам. На ранних фотографиях работы можно увидеть ряд отличий до реставрации, в первую очередь большую трещину в штукатурке в правом верхнем углу. В работу был внесен ряд изменений в попытке восстановить ее, уделив особое внимание основной фигуре. Кубеллс добавил к фигуре различные блики на лбу, бороде и руках, обеспечив больший уровень контраста, но с общей потерей качества.
Мрачное и задумчивое выражение лица основной фигуры было уменьшено в процессе реставрации, придав фигуре созерцательное выражение. Сама форма фигур была сильно отредактирована в области рук, особенно в плечах и кистях. Это в равной степени очевидно и на лице второй фигуры, которое было заметно изменено, тени были изуродованы в результате деградации. Любовь Мартинеса Кубелла к резким черным линиям и простым очертаниям особенно очевидна при реставрации головы и лица фигуры; при этом реставратор во многом утратил остроту, присущую оригинальной работе. Эффект мастерского использования Гойей темных тональных оттенков при лепке своих форм был несколько утрачен при реставрации.