Клянусь рукой
Вкратце
Кто-то забавно или экзотично клянётся чем-то непривычным для неподготовленной аудитории
Клянусь рукой ― меметичная фраза, вкинутая в постсоветское культурное пространство прямиком из сериала «Бородач. Понять и простить» (являющимся генератором и других забавных цитат, одна из которых прячется в самом названии). Именно так клянётся в своей честности и правдивости тот ещё Мюнхга… нет, Александг' Г’одионович Бог’одач, в очередной раз рассказывая одной и той же парочке ментов о своих невероятных, разрушительных для всего и вся приключениях. На заданный в одной из серий вопрос порядком раздражённого мента «Да что за рукой ты всё время клянёшься?!» Родион ̶Р̶а̶с̶к̶о̶л̶ь̶н̶и̶к̶о̶в̶ ответил Порфирию Петровичу сержанту Вахитову: «Ну, я как наш президент, он тоже всё время г’укой клянётся!». На это последовала ещё более сердитая фраза: «Ты придурок, он не рукой клянётся, а просто клянётся, на экземпляре „Незнайки на Луне“!». ̶На это последовал ещё более огорошивающий ответ: «Да? А что, г’уку ему не отг’ежут?»…
Так и тут ― любой персонаж, помимо алкаша-неудачника-охранника-стриптизёршевоздыхателя может обладать своей персональной забавной или чуждой уху неподготовленного человека клятвой. Причём клятвы делятся на три рода: первая — это аналог «Клянусь громом и молнией, мы вот-вот попадём в пасть к Кракену!» (то есть это скорее междометие, подтверждающее только серьёзность, открытость, эмоциональность и искренность говорящего), вторая — «Клянусь Аполлоном-врачевателем, Гикией и Панацеей, Асклепием и Гекатой…» (то есть долгое и торжественное призывание в свидетели кого-то или что-то, чтобы не нарушать впоследствии избранный образ жизни), а третья, например, «Чтоб никогда не более не есть хлеба ни белого, ни чёрного»/"Если мне сейчас подфартит, обещаю построить храм в честь летающего макаронного монстра (то есть клятва без свидетелей и без междометий — но с заранее озвучиваемым условием, чтобы все знали, что должен будет делать или не делать клятвоприступник).
Любопытный факт — в Новом Завете Иисус, радикализируя в Нагорной проповеди старинные моральные принципы иудеев, сказал: «Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Заставляет зодумацца, однако. Видать, мессия предвидел, какой ерундой будут сотрясать воздух людишки и герои в их искусстве ещё минимум две тысячи лет (совершенно наплевав о прямом запрете на вообще ВСЕ клятвы!) — и как раз об этом вербальном безобразии и пойдёт речь в примерах. Хотя, конечно, можно приводить примеры и до н. э. :)
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Старая фламандская легенда — Третий тип. Один богатый дворянин потерял сына, и взмолился Богу. Богач пообещал, что в случае нахождения сына воздвигнет его золотую копию-статую — причём в том же виде, в котором он сына найдёт. Не совсем ясно, какую Бог хотел извлечь из этой сделки выгоду, но в итоге все получили замечательную золотую статую писающего мальчика — догадайтесь, почему так.
Литература[править]
- Морис Дрюон, Проклятые короли — второй тип. Знаменитая историческая «клятва над цаплей» нашла отражение и на страницах этого цикла романов (исторического жеж). Робер д’Артуа, решивший во что бы то ни стало толкнуть Эдуарда III на начало не много ни мало Столетней войны (то есть — войны за возвращение Эдуарду, законному наследнику французского престола, его второй короны, а Роберу — его драгоценнейшего графства Артуа, из-за которого он вместе с кучкой родственничков успел перебаламутить и порушить всё вокруг за несколько книг серии!), сам поднёс королю цаплю, не обращая внимание на то, что такая работа — для черни (наоборот, Робер ещё и под общий хохот покрикивал всем вокруг, кто мешал нести поднос: «Прочь с дороги, негодные людишки!»), и… при всём высшем свете Англии оскорбил Эдуарда III (своего покровителя, между прочим!), сказав, что даже мёртвая трусливая цапля храбрее английского короля, раз тот не решается начать справедливую войну против Франции.
- Эдуард III, подчёркивает Дрюон, был мудрым государем — и оставлять оскорбление несмытым не стал, и Робера оставил целым и невредимым: он встал и торжественно объявил, что войну он таки начнёт (и слово своё королевское потом сдержал!). И Робер, довольный, стал по очереди подносить всем собравшимся пресловутую цаплю, чтобы каждый из крутейших дворян и даже влиятельных дам съел кусочек и присоединился к клятве короля — чтобы решение монарха было не единоличным, и чтобы сделать уже разгорающуюся войну подлинно национального характера. За время клятвы цапля успела остыть и стать жёсткой на вкус — но Францию от ужасов войны это уже не спасло…
- Ранее в том же цикле Бувилль и Клеменция Венгерская вспоминают о старинной клятве, которую дал чуть ли не Людовик Святой, пересекая бушующее море — построить храм, если получиться проплыть благополучно. И оба приносят похожие клятвы — что впоследствии оборачивается сильной набожностью будущей королевы, которая будет оказывать сильное влияние даже на поступки Людовика Сварливого.
- Эдуард III, подчёркивает Дрюон, был мудрым государем — и оставлять оскорбление несмытым не стал, и Робера оставил целым и невредимым: он встал и торжественно объявил, что войну он таки начнёт (и слово своё королевское потом сдержал!). И Робер, довольный, стал по очереди подносить всем собравшимся пресловутую цаплю, чтобы каждый из крутейших дворян и даже влиятельных дам съел кусочек и присоединился к клятве короля — чтобы решение монарха было не единоличным, и чтобы сделать уже разгорающуюся войну подлинно национального характера. За время клятвы цапля успела остыть и стать жёсткой на вкус — но Францию от ужасов войны это уже не спасло…
- Александр Волков, Волшебник Изумрудного города — первый тип. Чарли Блэк является типичным носителем моряцкого жаргона, и поэтому именно от него в книгах несутся все эти «гром и молния», «попутный ветер» и прочее (слава Богу, что хоть не ром). Клятвы-междометия особенно экзотично звучат даже не для жительницы центрального сухого Канзаса Элли, а для непривычных ко всему из Большого мира жителей Волшебной страны.
- Сага о копье — Второй тип. Обещая покинуть мир смертных и более не устраивать в нём разрушительных бедствий, ужасная разноцветномногоголовая драконша и богиня тьмы Такхизис клянётся чем-то вроде первородного хаоса и тьмы, тем, что дороже для неё всего во Вселенной (требуется уточнение от фанатов вселенной).
- Последователи Такхизис, её рыцари, клянутся её именем, что звучит зловеще и неестественно в мире, где Такхизис — Королева Тьмы.
- Перси Джексон — Второй тип. Боги, а иногда даже и полубоги имеют самую жуткую клятву — рекой Стикс. В случае нарушения клятвы богам (они ж бессмертные!) просто приходится переносить какую-то неприятную болезненную процедуру, а вот всем смертным лучше с именем милого подземного водоёма не шутить.
- Том Сойер и Гекльберри Финн — Второй тип эпического разлива: «Гек Финн и Том Сойер клянутся, что будут держать язык за зубами насчет этого дела, а если мы кому скажем или напишем хоть одно слово, то помереть нам на этом самом месте». Надо сказать, сами мальчишки к своим словам относятся весьма серьёзно.
Кино и медиафраншизы[править]
- Звёздные войны — Второй тип. Джедаи при возведении в рыцарство клянутся в верности Республике и демократии, что несколько необычно для духовно-рыцарского ордена со строгой иерархией, чьи искания направлены главным образом на волонтёрство, миротворческие миссии от имени демократии крылатой и на самозабвенные мистические практики вроде медитаций.
- Марвел — Первый тип. На страницах комиксов доктор Стрэндж и Дормамму очень часто обмениваются репликами в духе «Клянусь лунами такими-то и такими-то, я развею твои молекулы по миллиарду измерений!».
- Варвара-краса, длинная коса — Третий тип. Царь Еремей даёт схватившему его за бороду из колодца Морскому царю Чуде-юде типичную для русских сказок клятву: отдать d качестве откупа за пользование водой из колодца то, чего Еремей в своём не ждёт. Тот думал, что легко отделался, потому что до того как раз успел провести масштабную программу инвентаризации всего и вся в своём государстве — но бац, царица встретила его с новостью о рождении наследника!
- Интересно, что же это царица все условные 9 месяцев до этого молчала! Хотела сделать сюрприз, не принято у них о месячных толковать, или же Еремей настооолько надолго задерживается в командировках по лесам да по колодцам?
Мультфильмы[править]
Видеоигры[править]
- Легенды Эйзенвальда — бафосная клятва наемника Вальтера Вольного «Клянусь Солнцем и луною, своей честью и заплаткой на штанах».
- «Skylanders: Spyro’s Adventure» — Первый тип. Мабу-поселенец из деревни на первом уровне выдаёт эпичное «Клянусь теоремой Пифагора!».
Аниме и манга[править]
- Sword Art Online — Второй тип. Обещая Чуделкину отдаться ему на одну ночь в обмен на победу над врагами Квинелла клянётся богиней Стейсией, что, в принципе, нормально, если не считать того, что Стейсия - это только высоуровневый аккаунт разработчиков из реального мира, для которых Подмирье - не более чем интересный эксперимент (и Квинелле об этом прекрасно известно); и того, что сама Администратор не придаёт этой клятве никакого значения. Второй раз, под давлением Кардинала, Квинелла клянётся уже «собственным флактлайтом и всеми драгоценными данными, сосредоточенными в нём», что не тронет «вторженцев из Дарктиритори».
Реальная жизнь[править]
- Сократ клялся... собакой:
“И, клянусь собакой, афиняне — нужно ли вам говорить правду — клянусь, я испытал тут нечто такое: те, кто пользуются наибольшею известностью, показались мне, когда я, согласно указанию бога, стал расспрашивать их, почти что людьми самыми ограниченными, другие же, которые, казалось, были послабее, — людьми более пригодными к тому, чтобы быть рассудительными” - есть несколько версий, почему он поклялся именно так.
- Первая - он побоялся лишний раз тревожить имена богов и обратился к какому-то более благосклонному "свидетелю". Вторая - всё же обратился к божественным силам, к богине магии Гекате (которой часто приносили в жертву собак), но завуалированно (как говорится, и собаку съесть, и клятва есть). Третья - клятва собакой была данью уважения к культу, проникшему в Элладу с востока, где действительно в той или иной степени поклонялись собакам. Пруфлинк: https://dzen.ru/a/YMr_DffdxmSxS0Z-
- Харальд Харфагр (X век) дал обет не стричься, пока не покорит всю Норвегию. В итоге и покорил, и, наконец, постригся. Уф.
- Смищно, но чем-то подобным, получается, занимаются и студенты разнообразных вузов разных стран мира, желая благополучно сдать сессию.
- Клятва туземцев Новой Британии (в районе Папуа — Новая Гвинея): «Если я лгу, пусть мне доведётся пожать руку собственной… тёще»
- Арабы-мусульмане иногда клялись особенно страшной клятвой — своими жёнами, которых им пришлось бы потерять в случае клятвопреступления. Вот как оно бывает в обществах, где женщина — что-то вроде товара.
- Европейские рыцари любили клясться… фазанами — мол, а чё, благородная же птица, поедаемая благородными сеньорами? Чем клялись крестьяне, науке остаётся неизвестным.
- Вдобавок рыцари, согласно документам 1023 года (написанным епископом Вареном и принятым французским королем Робертом Благочестивым), торжественно обещали не:
- Избивaть случайных представителей духовенства
- Отнимать у бедняков сельскохозяйственных животных без какой-либо причины
- Нападать, грабить и похищать случайных людей с целью выкупа
- Сжигать и разрушать дома, если на это нет веской на то причины
- Помогать разбойникам
- Нападать на благородных женщин, если только они не дадут повод
- Лол, без комментариев.
- Вдобавок рыцари, согласно документам 1023 года (написанным епископом Вареном и принятым французским королем Робертом Благочестивым), торжественно обещали не:
Ссылкота[править]
- https://dzen.ru/a/YfhqNgcxjW7CcF-P
- https://www.yaplakal.com/forum14/topic172809.html
- https://fishki.net/1557714-samye-neobychnye-kljatvy.html