Змеебарсук
- Если вас интересует буквальная смесь одного организма с другим, в частности змеи с барсуком, — см. профильную статью. Если вас заинтересовал короткий гэг, в котором неразумный барсук и столь же неразумная змея внезапно влюбились друг в друга по воле Бога Любви — вам в статью о мультсериале Gravity Falls. Здесь речь исключительно о БУДУЩИХ, то есть задуманных и помаленьку пишущихся (но всё еще не перешедших в стадию «обрабатываемого финального текста») романах-фэнтези некоего Александра Курганова из цикла, носящего условное название «Барсук и Змея»[1] (официально — «Многомирье»).
Змеебарсук — локальный мем от Евгения Лисовского. Тот подаёт его как «знак страшного позора» Александра Курганова и творческой группы «Норный Городок».
Подразумеваются два вымышленных персонажа, о которых А. Курганов стремится написать (вернее, однажды дописать-таки) фэнтези: воин по прозвищу Барсук и его жена и начальница по прозвищу Змея. Оба — люди.
Подробности…[править]
…того, в чем[2] состоит «мем» ака троп.
Автор расскажет вам о своем произведении. У него детально проработанный сеттинг, стол автора завален тоннами нарисованных вручную карт. Он знает все (или около того) и о каждом обитателе мира. Он с увлечением рассказывает вам о его устройстве….
Вот только самого произведения — нету. Автор может уверять, что «пока нету».
Нагородив кучу умопостроений, собрав «стройматериалы» — автор, собственно, забыл что-то из этого построить. Ну или не забыл, а просто занимается долгостроем, через год по чайной ложке — бывает и так.
Лисовский: «Поздравляю — это „Змеебарсук“. Произведение-симулякр»(с).
Впервые термин пришёл в воспалённые головушки ряда деятелей, когда они увидели весьма умеренный форсинг Кургановым ЗАДУМАННОГО произведения, как будто существующего или уже «почти законченного» (форсинг был затеян ради розыгрыша). Опус должен был называться «Барсук и Змея» (кое-какие детали см. здесь и здесь, в последнем случае см. также одну из сносок). По первому же требованию Курганов убрал отовсюду все упоминания и объявил о том, что розыгрыш завершён, однако сам замысел, дескать, серьёзен (хоть задуманное произведение и планируется начинить изрядной долей стёба).
Много лет спустя Лисовский — поссорившись с Кургановым — решил придраться ко всему этому. Дескать, Курганов подставился, — ну, значит, это будет использовано против него!
В ходе розыгрыша — а также значительно позже его разоблачения и завершения — Курганов кое-что рассказывал о сложном мире произведения (задуманного как масштабный эпик, с элементами пародии на таковой), а также о панэкологической философии, на которой Курганов и его жена Ольга не шутя всё основывают (свои собственные IRL-взгляды — в частности; и убеждения задуманных ими ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ персонажей — тоже)…
Когда всё началось? И как продолжалось?[править]
Мистификация имела место в 2010-х годах, причем уже тогда заявлялось, что произведение на пороге отправки в издательство («Вот конкретно это было не чем иным, как преднамеренным троллингом в адрес некоторых фимозных, упоротых личностей» — поясняет ныне Курганов; а в те времена за сам замысел этого троллинга Ольга чуть не отколотила мужа, утверждая, что это, хоть и вполне этичная на её взгляд, но очень рискованная затея и «не стоило так подставляться»)…
На открывшемся однажды форуме — Курганов (при поддержке еще живой в ту пору Ольги) за относительно короткое время успел исписать что-то в районе шести страниц теорией «типа мистической» стороны сеттинга. Причём не ввиду «графоманского зуда», а всего лишь согласившись детально ответить на вопросы интересовавшихся.
…И с тех пор (по 2025 год включительно), увы, так и не появилось даже ни одной странички с текстом, собственно, произведения, которую было бы можно кому-то показать. На последнее годами особо упирает Лисовский — ведь сам-то он показывает СВОИ произведения всем желающим и даже некоторым «не особо жаждущим». Вдобавок Лисовский никак не может (да и не особо хочет) отделаться от идеи, что все должны быть как он, любимый.
Тем более что у Курганова правило[3]: он, Курганов, никогда никому не показывает свои незаконченные работы. А писательский метод у него свой, личный, предполагающий СПЕРВА тщательную разработку сеттинга, в нём — фабулы, и уж ПОД КОНЕЦ (возможно, через годы) — собственно «отписывание» чистового текста. Курганову непременно нужно СПЕРВА досконально знать, что и в каком порядке (и с какой подоплёкой, и с какими последствиями) произошло, а уж ПОТОМ составлять текст про это. Ну, нечто вроде работы кинематографистов, когда СНАЧАЛА пишется сценарий и всячески подготавливается производство, и только ПОТОМ снимается фильм, и им-то, готовым фильмом, всё и заканчивается. Каким-то примерно похожим образом Курганов рассматривает и собственные попытки писательства.
«Меня НЕ обуревает желание „скорей-скорей показывать людям текст или хотя бы его наброски и кусочки“. Я перфекционист, а не attention whore. Моя цель — не „пропиариться“, да еще загодя (?), а сделать сюжет и персонажей, а потом и текст действительно хорошо, так, чтобы самого — и горстку доверенных друзей — радовало. А это ответственная задача, её с кондачка не выполнишь. Это дело долгое, очень долгое — по крайней мере в моём случае. Когда цикл книг будет завершён, тогда и настанет время „предпринимать что-то, чтобы заметили“. Но не раньше. Надо всё делать в правильном порядке… Но!!! Но в то же самое время у меня, как у сочинителя (притом ярко выраженного экстраверта), такое свойство: мне легче всего сочинять, когда я 1. кому-то (КОМУ ИНТЕРЕСНО и кто не предаст!) рассказываю, 2. с кем-то советуюсь. Это для меня неслабый толчок, это меня „заводит“, как механизм какой… В противном случае я рискую и вовсе не написать» (с) Курганов.
А. А. Бушков — Курганову, в ответ на это, в соцсети: «Это нормально. У каждого свой метод».
Курганов — Бушкову: «У меня — вот такой, и другого мне взять негде. Мне и невозможно поменяться в этом отношении, и, полагаю, не нужно, да в любом случае уж и поздно: я 1970 года рождения».
Бушков — Курганову: «Всё правильно. Стандарта нет».
В общем, со стороны Курганова — наличествует что-то близкое к феномену «синдром Джорджа Мартина». И это, по офигенно ценному мнению социопата Евгения Лисовского, очень-очень плохо. Посему оный Лисовский затеял изо всех сил форсить выражение «змеебарсук» (именно в приведённом выше значении) как некий мем, причём клеймящий, глумливый.
Курганов вдобавок (без связи с собственным или чьим-то еще творчеством) противился Лисовскому в ряде вопросов, не хотел плясать под его дудку[4], а в случае устроенных Лисовским сцен — начинал вести себя грубо и откровенно высмеивать оппонента. А оттого Лисовскому очень уж хотелось чёрного пиара в адрес Курганова, всеми мыслимыми и немыслимыми способами!..
- Но Евгения Владимировича постигла неудача: форсед-мем «Змеебарсук» остался форсед-мемом, в категорию сколько-нибудь известных и близких народу мемов так и не перешёл. Да оно и немудрено.
Советы молодому автору[править]
И тем не менее, о автор (особенно начинающий)! Коли ты в состоянии — то избегай такой ситуации, которая получилась у Курганова, или похожей (если, конечно, у тебя не кургановский «квази-кинематографический» метод, далеко не всем подходящий и, прямо скажем, основной массе сочинителей не рекомендованный). По умолчанию — старайся писать само произведение, вместо рассказа о нем. Если получается.
Но! Если тебе всё-таки позарез сначала нужно рассказать немногим доверенным людям о будущем произведении и посоветоваться с ними — тоже ничего не стесняйся, и не слушай ядовитых и не очень-то честных насмешников, подобных Лисовскому. Рассказывай, обсуждай — ведь стандарта нет. Как тебе удобнее, так и сочиняй, имеешь право.
И тем не менее, даже при всём при том, — избегай, автор, сползания в состояние attention whore. Страшись этой потенциальной опасности — некоторые подсели-таки (неосторожных это манит, всё равно как наркотик). Курганов — ни в каком месте не attention whore (да и стыдно было бы, в его-то солидном возрасте!), вот и ты не будь таковою шлюхой.
Норный Городок[править]
Так называется узкая IRL-группа единомышленников Курганова, старавшаяся не светиться в сети (насколько получается). Оттого она и малоизвестна (и этим-то и пользовался Лисовский, стараясь её всячески «засрамить»). С Кургановым люди из Городка всё обсуждают порой IRL, а порой и в личках: ведь это не «флешмоб», не «пиар-кампания», а своего рода «кухня или лаборатория», секреты которой не публикуются. Просто дождитесь готовых книг… если терпения хватит, лол.
Более пожилые представители упомянутой группы — уже «на радуге» (как выражается тот же Бушков), то есть на том свете. И в частности, 1 июля 2024 года внезапно умерла (от тромбоза) жена и соавтор Курганова, педагог-историк-социолог-политолог-шахматистка Ольга Геннадьевна Токарева. После её смерти упомянутая писанина про Барсука и Змею малость застопорилась или по крайней мере ДОПОЛНИТЕЛЬНО замедлилась. А прежде (пока Ольга здравствовала) — писанина и без того ползла черепашьими темпами, что вызывало постоянное «гы-гы» со стороны Лисовского и ему подобных.
Попутно Лисовский и его дружки — зачем-то (видимо, just for lulz) — годами вели нечто вроде лживой «интернетовской кампании» на тему «Ольги нет, Курганов её выдумал» (?!). Этот бред опровергнут документально. Ольга была реальным лицом, и действительно, чёрт побери, кургановским соавтором, и даже «душой проекта». Такого рода музой, которая еще и участвует в сочинительстве, потому что ей мало «просто вдохновлять». Goodnight, sweet goddess.
- Ольга, кстати, завещала Курганову «не бросать проект, довести до конца — и издать готовый результат на бумаге. Даром мы, что ли, парились?! А то прокляну прямо с того света, если умру раньше тебя!»(с) О. Токарева.
Евгений Лисовский годами считает нужным так употреблять слова «Норный Городок», будто это что-то плохое. Как уже сказано выше, основной объект тщетных попыток затеянного им очернения и (не пойми за что) злого высмеивания — глава «Городка» Александр Курганов, (мало?)известный участник нескольких вики про тропы, который участвовал в их работе вместе с членами своей семьи и со своими друзьями (за что Лисовский обвинял Курганова в том, что он будто бы «занимается разведением виртуалов»).
Курганов очень уважает вселенную Толкина (и еще ряд вселенных — бушковскую, например). Про Курганова распространяют злобные слухи, будто он уверен, что «во всех вымышленных мирах должно быть так же, как у Толкина или еще у кого» — но это, собственно, ложь[5], которую очень возлюбил талдычить Лисовский и группа близких друзей оного. Курганов, общаясь с Ариняшей (ака Неизвестной), а затем и с Лисовским, обсуждал эту тему, и кургановские идеи резко не понравились и Ариняше, и Лисовскому, и ЗайцуВолку. Ввиду этого Курганов залутал банченко как на старой Посмотрелке (там — неоднократно, за самые разные реальные и мнимые провинности, с последующими разбанами), так и в персональном чате Лисовского, где тот выкладывал своё творчество.
- Лисовский так и вовсе неоднократно объявлял Курганову что-то вроде «войны» (так и выражался!) или личной вендетты.
- А на Викитропы Курганов просто не пошёл: там
холод, мороз, Выбегаллохолод, мороз, метапедизм, ФГМ, совколюбие, сталинизм, марксизм, Ариняша… - Курганов в конце концов осéл на Неолурке — и, в посильных рамках, участвует в его работе, попутно продолжая что-то кропать про Барсука и Змею и их столь же вымышленных соратников — уже, понятно, без участия Ольги (но с неизменной опорой на советы Городка). Одни скрещивают пальцы, другие запасаются попкорном, третьи уже устали ждать… а четвёртым (коих большинство) — просто похер, и Курганову, если честно, так спокойнее всего.
Средней тяжести (но всё ж переносимый) удар судьбы[править]
Всё сто́ящее уже кем-то создано!
Кто-то давным-давно всё выдумал…
…Вот как вредно быть не в курсе чего-либо! 25 марта 2025 года — и не ранее того! — Курганов ВНЕЗАПНО узнал шокирующую (как минимум лично его), но всё-таки любопытную подробность.
ОКАЗЫВАЕТСЯ, ещё в 2014 году, во втором сезоне диснеевского карикатурно-пародийного мультсериала Gravity Falls, главная героиня случайно повстречала толстого и наглого рок-музыканта по прозвищу «Бог Любви». И убедилась, что это не человек, а некое сверхъестественное существо (или по крайней мере мощный колдун и алхимик). Который способен — методом магических ухищрений и благодаря своей коллекции любовных зелий — влюбить кого угодно в кого угодно. И прямо на глазах героини, за считанные секунды, оный Божок искусственно «соединил» несколько, казалось бы, маловероятных парочек. Заставлял людей бросаться в объятия друг друга, и лелеять при этом самые серьёзные намерения. Продолжая хвастаться своей колдунской властью (то есть сочтя, что девочка ещё недостаточно впечатлена), чародей даже — внимание! — «связал узами крепкой любви» обычного лесного (неразумного) барсука с лесной же змеёй! За окном кафе (из окна открывался вид на лес) как раз видны были мохнатый американский барсук и чешуйчатая ядовитая рептилия, готовые драться между собой не на жизнь, а насмерть. Но прозвучало заклятье Бога Любви, и его рукою было распылено некое зелье, и он воскликнул «Бум! Есть пара!». И вот уже змея с нежным шипением обвилась вокруг тулова барсука — и, лаская друг друга взорами, мигом помирившиеся существа удалились в лес (на медовый месяц???). Мейбл, героиня сериала, восхитилась и воскликнула: «О! Прямо не верится! Змеебарсук!».
- В оригинале — snadger. Snake + badger, стало быть. Мейбл имела в виду как бы «пейринг», разумеется. А не химеру.
…По-видимому, Лисовский почерпнул свою обзывалку именно из оного источника. Это если он вообще смотрел данный эпизод Gravity Falls.
А Курганов — вот как Бог свят! — не смотрел тот мультсериал. И все сообщения о данной сцене — тоже как-то прошли мимо кургановского внимания.
Теперь, в конце марта 2025-го, Курганов задним числом осознаёт, что где-то в его памяти с давних пор застряли обрывки сведений из советского журнала «Юный натуралист»: барсук и змея — в дикой природе лютые враги; так что у некоторых народов, включая жителей США, есть поговорка «Они как барсук со змеёй» (синонимично нашему «…как кошка с собакой», то есть очень немирно живут, не ладят).
- И видимо, и Курганову и Ольге показалось полезным и забавным дать персонажам прозвища Барсук и Змея (автор этой идеи именно Курганов, а Ольга всего лишь горячо одобрила)… Ведь те два городковских персонажа с некоторых пор — любящие муж и жена, а равно и боевые товарищи друг для друга.
- Ах да! И вдобавок на Курганова и Токареву несомненно повлияла поттерианская символика и меметика. Означенный воин (муж Змеи) по складу характера — не кто иной, как «пуффендуец» (= простота, добросовестность и усердие без особых амбиций), а его жена-командирша — не кто иная, как «слизеринка» (= целеустремлённость и амбициозность, без особых предрассудков по части «непременного соблюдения правил»; такие люди обычно сами решают, какие из правил выполнять, а какие задвинуть подальше; и вдобавок некоторое коварство, избегание чрезмерной прямоты). Так вот, любой, внимательно читавший «Гарри Поттера», в курсе, что на гербе Пуффендуя — барсук, а на гербе Слизерина — змея.
Точную дату сейчас уже невозможно упомнить — но задумка эта родилась и была вкраплена в литературный замысел неугомонной четы где-то в 2010 или в 2011 году, то есть заведомо ПРЕЖДЕ выхода второго сезона Gravity Falls (2014).
- NB! Небезынтересный нюанс: воин «Барсук» и его наставница, а позже и супруга, известная как «Змея» — персонажи, выдуманные Кургановым и Токаревой — не проходили через стадию «взаимной ненависти», то есть меж ними не было того, что было показано меж двумя тварюшками в мультсериале. У двух воителей — носителей разума — была принципиально другая завязка отношений, без заскорузлого штампа «Поначалу не ладили, а потом привязались друг к другу…».
…Так или иначе, сюрприз для Курганова получился знатный, этого нельзя отрицать. И нельзя сказать, чтобы исключительно приятный.
Однако в жизни всё бывает, в том числе и ирония судьбы… Вышеописанный казус — что угодно, но уж точно не «трагедия». С некоторыми авторами — и с их замыслами и проектами — приключались и более удивительные вещи.
Примечания[править]
- ↑ А не «Змея и Барсук», как везде пишет Лисовский. Своё искажение названия он и сократил до «Змеебарсук».
- Дело в том, что Змея (как персонаж), конечно, главнее, чем Барсук — она его командир, от неё больше всякого-разного зависит, и она банально круче, чем он, по многим параметрам (хотя он тоже не слаб)… но притом сам Барсук — фальшивый протагонист, и он появляется в повествовании раньше, чем Змея, а потому негоже упоминать его вторым, а не первым.
- Подлинный протагонист в этой саге вообще не предусмотрен (примерно как и в ПЛиО: слишком уж многофигурна композиция).
- Дело в том, что Змея (как персонаж), конечно, главнее, чем Барсук — она его командир, от неё больше всякого-разного зависит, и она банально круче, чем он, по многим параметрам (хотя он тоже не слаб)… но притом сам Барсук — фальшивый протагонист, и он появляется в повествовании раньше, чем Змея, а потому негоже упоминать его вторым, а не первым.
- ↑ По мнению Е. В. Лисовского.
- ↑ Порождающее в сложной душе Лисовского крайне сложные, неоднозначные чувства.
- ↑ Лисовский публично заявлял о своём намерении «дрессировать»(с) Курганова. Ха-ха-ха… Хотеть не вредно.
- ↑ На деле у Курганова всё гораздо сложнее и пристойнее. Но всем похер.