С сумасшедшим наедине
Перейти к навигации
Перейти к поиску
С сумасшедшим наедине — элемент триллеров, когда персонаж оказывается наедине с сумасшедшим(и). Или даже окружён ими. Это может быть как известно заранее, так и выясниться постепенно. Также в качестве сумасшедшего может быть сбрендивший AI более-менее сравнимых с человеческими возможностей (андроид, просто робот, но не вездесущая GLaDOS и не распределённый ботнет, не привязанный к локальному телу).
Субверсия, если сумасшедший неожиданно оказался вполне себе добрым или даже вовсе не сумасшедшим.
Примеры[править]
IRL[править]
- В Этой очень скользкое законодательство по диспансеризации душевнобольных — карательную психиатрию попячили, теперь только с согласия всех ближайших родственников, которое получить не так просто. Кроме того, с ума сходят парами и целыми семьями, так что выходит рекурсия: психи родственники друг другу и на пару идут в отказ. Ну или как минимум один(а) шизанутый(ая) в семье вызовет тяжёлое нервное истощение у других членов. Да и нынешние клиники — не курорты и не дома престарелых, лишние дармоеды им балласт, от таковых любыми путями стараются избавляться. Известен случай, когда пациент больше сезона лечился от суицида, после выписался и на следующий же день вылечился от жизни — нашли повесившимся в собственной квартире. Вот такие золотые у нас врачи… Потому с поехавшими матерями, сёстрами, жёнами, престарелыми чумными папашами и т. д. и т. п. зачастую приходится мириться, если не получается разъехаться (пресловутый квартирный вопрос). Ну а если получается — ебанутого опасно оставлять одного на отдельной жилплощади, там жилец — обезьяна с гранатой.
Литература[править]
- Ильф и Петров, «На волосок от смерти» — инверсия: герои получают задание отправиться в психиатрическую больницу и написать очерк о ней. Повстречав свободно разгуливающих по больнице больных и честно описав все что они увидели, герои получают высокую оценку за свой очерк. Только вот, они ошиблись зданием и на самом деле написали про Трест Силовых Аппаратов.
- Вадим Бойко, «После казни». Главный герой и его друг после обвала в шахте остаются внутри, вместе с десятником, который постепенно сходит с ума и начинает буйствовать.
- Эдгар По, «Система доктора Смоля и профессора Перро» — подано в нечастом у этого автора ироническом ключе.
- «Джейн Эйр» — сиделка Берты, Грейс Пул. Проводит дни и ночи напролет с полностью неадекватной (даже не говорит) и агрессивной сумасшедшей. Удивительно, что умом сама не тронулась. По крайней мере, она стала выпивать, и если бы не гибель ее подопечной, могла бы и вовсе спиться.
- Марк Твен:
- «Принц и нищий». Сбежав от Джона Кенти и его приятеля, Эдуард попал в лес и наткнулся там на хижину «святого отшельника». Тот заявил, что «Были ниспосланы ангелы, чтобы возвестить мне, что я удостоен архангельского чина. … Я только архангел! А я мог бы быть папой!» «Король сильно вздрогнул и сказал себе: „Уж лучше бы мне остаться с бродягами! Теперь я во власти сумасшедшего!“» А потом этот сумасшедший ещё и пытался зарезать его в качестве мести его покойному отцу, который «конфисковал церковные и монастырские земли».
- «Том Сойер за границей». Герои случайно оказываются затерянными в небесах на борту фантастического летательного аппарата вместе с его изобретателем. (Аппарат называют « воздушным шаром», но это явно только потому, что в те времена не было известно никаких других летательных аппаратов). Скоро выясняется, что изобретатель — не просто чудаковатый профессор, а самый настоящий сумасшедший учёный, да еще и звереет, когда выпьет. «Он заявил, что облетит на своем шаре вокруг света — пусть все убедятся, на что он способен, — а после утопит его в море, да и нас с ним вместе».
- Герберт Уэллс, «Война миров» — протагонист вынужден скрываться от инопланетян в подвале дома вдвоём со священником, у которого от нервного потрясения поехала крыша.
- Стивен Кинг, «Мизери»: писателя Пола Шелдона после автокатастрофы выхаживает его сумасшедшая фанатка Энни Уилкс. Которая не успокоится, пока писатель не допишет новую книгу про её любимую героиню, и будет добиваться этого любыми средствами.
- Филип Хай, «Запрещённая реальность» — на момент начала романа провинция Онтарио на 90 % населена одержимыми. Неудачливые британские шпионы, протагонист с напарником в первой главе проводят с одержимым 4 часа — но только начинают подозревать, что у старика с головой не всё в порядке (кто их знает этих канадцев).
Фанфики[править]
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — субверсия, Дамбишиз на самом деле головой здоровее их всех, вместе взятых.
Кино[править]
- «Обитель проклятых», экранизация вышеупомянутого рассказа По. В отличие от оригинала, серьёзна.
- «Визит» — про визит внуков к бабушке с дедушкой, которые честно советуют внукам не выходить из своей комнаты после девяти вечера и запереться в ней изнутри.
- «Прятки» — дедушку, являющегося ветераном вьетнамской войны, переклинило
- Pandorum — не совсем наедине. Просто большая часть людей крепко спит в анабиозе, а по кораблю разгуливают мутанты-людоеды и встречаются редкие выживальщики.
- «Молчание ягнят», безусловно! «Я съел его печень с тушёными бобами и чудным кьянти. Хлюп-хлюп-хлюп-хлюп-хлюп!»
- Дочь сенатора тоже с безумцем один на один, если не считать собаки. И ее положение хуже, чем у Старлинг, намного.
- Одна из экранизаций «Красавицы и чудовища» про эпоху викингов: зверем является окончательно поехавший крышей берсеркер, воображающий себя настоящим медведем, и именно наедине с ним остаётся красавица.
- «Кошмар на улице Вязов»: мать Фредди Крюгера работала в психбольнице и однажды осталась наедине с сумасшедшими, которые несколько недель её насиловали. В результате Аманда Крюгер забеременела, а вскоре сошла с ума.
- «Мёртвый штиль»: ну кто ожидал, что пассажир с потрёпанной бурей яхты — на самом деле психопат-убийца?
- «Сплит»: у злодея множественное раздвоение личности, прямо как у Билли Миллигана. Бонусом также идут сверхспособности.
- «Барракуда» — молодой парень не может отказаться от приглашения на ужин своего обаятельного пожилого соседа, хоть тот и слегка не в себе… Как вскоре выяснилось, крыша у дедули поехала далеко и надолго. Стокгольмский синдром в комплекте.
- I Am the Pretty Thing That Lives in the House — протагонистка является сиделкой у поехавшей головой старушки.
- «Зелёный слоник» — персонажа Епифанцева на губе с сумасшедшим поселили, после чего он тоже сошёл с ума, только стал буйным.
- «Шестиструнный самурай» — коллективный вариант в исполнении семейки реднеков-людоедов.
- «Сияние» - Венди и ее сын находятся в гигантском пустом отеле в буран вдали от цивилизации наедине с отцом семейства, у которого протекла крыша и который хочет их убить.
Телесериалы[править]
- «Великолепный век: Кёсем» — совершенно случайную наложницу отправляют в покои Мустафы, дабы развеселить странного и замкнутого шехзаде. Не лучшая стратегия для общения с человеком, почти всю сознательную жизнь просидевшим взаперти, в параноидальном страхе за свою жизнь — из покоев девушку выносят уже мёртвой.
Аниме и манга[править]
- Манга «Признание» (1999 г.) — психологический триллер о том, как молодой альпинист, узнавший страшную тайну своего друга, старается вместе со ним продержаться под одной крышей до прихода спасателей и при этом самому не получить нож в спину.
Видеоигры[править]
- Far Cry 5 — в «истинной» концовке игры начинается ядерная война и протагонист оказывается заперт в бункере наедине с Иосифом Сидом. С фитильком, потому что формально Иосиф оказывается прав: он действительно предсказал «коллапс» и пытался (хоть и крайне своеобразно) подготовить к нему жителей округа Хоуп. В финальной кат-сцене Иосиф упивается своей правотой и демонстрирует искреннюю ненависть к протагонисту за убийство своих родных, но оставляет его в живых, потому что более никого не осталось. Под троп он попадает исключительно из-за своего дальнейшего поведения: от его слов «Я — твой отец, а ты — моё дитя» и стеклянного, леденящего душу взгляда становится по-настоящему жутко.
- Fahrenheit — один из ГГ по сюжету оказывается в психбольнице, которая внезапно раскрывает все свои двери. Если не дергаться, пациенты не обратят внимания, но…
- Игра Mr Hopp’s Playhouse вся об этом.
- The Outer Worlds — Парвати. Она безобидная, но психические реакции у нее, мягко говоря, странные, и только в перестрелках она ведет себя как человек. Психопат как есть.
Визуальные романы[править]
- Crimson Gray: главный герой Джон, познакомившись с одержимой им девушкой Лиззи Досс, по её приглашению приходит к ней домой и остается там добровольно или не очень. Он как раз и есть тот самый сумасшедший с которым Лизи остается наедине. Не только в том смысле что наблюдается у психатра, но и в том смысле что психиатр действительно делает из него послушного зомби. И это действительно происки злой корпорации проворачивающей свои темные делишки. Лиззи просто многое недоговаривает, а так то ее бурная деятельность весьма полезна для здоровья Джона.
Интернет[править]
- Chuck Review — в обзоре на «Суд присяжных» Chuck (Даниил Лазаренков) неудачно остановился в избушке четырёх сумасшедших пенсионеров, которые в итоге устроили над ним неправый суд.