Божья роса
Им хоть ссы в глаза — всё божья роса.
― Он что, хотел меня убить?
― Да нет, что ты. Если бы он хотел тебя убить, он убил бы. Это он баловался. Шутил.
― Странные у него шутки.
― А мы привыкли, и нам нравится. Да.
Тиран тиранит всех. Или просто ведёт себя по-свински, наплевав на всех. Его запуганные приспешники и закошмаренный народ понимают, что терпеть молча больше нельзя.
Надо срочно сказать тирану, как он всё замечательно делает.
Безо всякого сарказму.
Иначе он обидится — и будет вообще ой-ёй-ёй.
От обычной лести троп отличается тем, что восхваляются не добродетели господина (пусть даже вымышленные), а самые гнусные, жестокие и низменные пороки и действия (пусть даже направленные против самого льстеца). Владыка забил кого-то насмерть? Вот это силища! Изнасиловал нескольких женщин подряд? Вот это мужик! Одна из них умерла? Каков жеребец! Теперь он идёт к нам? Какая честь!
Тиран после этого обыкновенно приходит к выводу, что имеет дело с полным дерьмом, и начинает свирепствовать ещё пуще.
Бывают и менее масштабные случаи — когда в том же духе слабый лебезит перед сильным, восхваляя мощь пинка под собственный зад.
Родственный троп — Собачье послушание, когда тирана не только восхваляют, но от всей души ему служат и даже готовы за него умереть. Не путать с тропом благодарю за проявленную великую милость!, когда злодея благодарят за то, что он реально сделал добро — в смысле поступил не очень по-злодейски.
Это троп про (внешне) положительное восприятие плохих поступков. Если плохие поступки признаются, но положительное отношение сохраняется, или они игнорируются вообще, то это другой троп с тем же названием.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Старый анекдот:
Попали звери в яму. Сидят. Вдруг заяц угрожающе:
— Кто пёрнул?!
Лев (скучающим тоном):
— Ну, допустим, я. А что?
Заяц, с восхищением поднимая большой палец:
— Запах — ВО!
- Такой же анекдот: «Кто выпил молоко?! — Ну я! — А почему булочку не съел?»
Театр[править]
- Пьеса Евгения Шварца «Дракон».
Литература[править]
- «1984» же! Двоемыслие же! С той оговоркой, что в других произведениях «свидетель божьей росы» далеко не обязательно сам верит в свои слова, в конце концов, такая крутая контора, как Полиция Мыслей далеко не везде встречается.
- «Братья Львиное Сердце» Астрид Линдгрен — инверсия: блаженненький нищий, горячо одобряющий действия тирана Тенгила — на самом деле замаскировавшийся Юнатан.
Фанфики[править]
- HPMOR — Гарри много раз пытались убедить в том, что смерть, против которой он решил бороться — это на самом деле хорошо и правильно, на что он давал развёрнутые ответы, почему это подмена понятий.
Кино[править]
- «Убить Дракона» Марка Захарова по мотивам пьесы Евгения Шварца — примеров хватило бы на всю статью, благо Горин с Захаровым добавили немало своих. Дракон сжимает в кулаке яйца своего проштрафившегося холуя, на что тот орёт не своим голосом: «А-А-А-А-А-А!!! КАК ХОРОШО-ТО!!!» Дракон вонзает вилку в задницу одному из своих подданных и спрашивает: «― Больно? ― Вот сейчас очень! ― Но я прав? ― Абсолютно!». Однако «душевнобольной» Бургомистр довольно отважно умудряется вкладывать в то же самое изрядную долю сарказма.
- «Там, на неведомых дорожках…» — Змея Горыныча ругать нельзя, кто его ругать станет, того он съест. А если уж выругал, надо и похвалить в противовес.
Мультфильмы[править]
- «Красавица и Чудовище» — в основном троп отыгрывает ЛеФу, воспевая силу Гастона, которую тот чаще всего применяет к самому ЛеФу. Остальные горожане от него не отстают. «И в плевках у нас тоже Гастон чемпион!»
Телевидение[править]
- Городок — когда разгневанный Петр вытирает физиономией Меньшикова пыль со стола, тот его благодарит. Если учесть, сколько за последним грешков, то действительно еще дешево отделался.
Видеоигры[править]
- Fable II — в армии главгада, куда приходится внедриться герою, царят такие порядки. Старшина Зверь жестоко наказывает солдат за малейшие проступки либо вообще без вины, а потом требует его за это благодарить.
Реальная жизнь[править]
- Многие Свидетели Светлого Советского Прошлого именно так воспринимают даже явные недостатки. Кого-то гнобили? Значит, было за что! Гонения на религию при лицемерно заявленной в Конституции свободе совести и вероисповедания? Правильно, нечего тут плодить суеверия! Фильм положили на полку? Значит, фильм говно, и заботливый худсовет сберёг полтора часа нашей жизни (при этом игнорируется тот факт, что на полку чуть не легло в свое время и немало фильмов, признанных золотым фондом советского кино). Безусловно, в советском прошлом немало светлых сторон, но восхищаться откровенным самодурством и нелепыми ограничениями, нанесшими огромный вред как советской культуре, так и имиджу системы в целом в глазах молодых поколений — это как если бы поклонники поэтического таланта Есенина восхищались тем, как он здорово бухал и круто бил женщин.