Мифологический декаданс
Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след.
Дуб годится на паркет, — так ведь нет:
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили все дубы на гробы.
Ты уймись, уймись, тоска
У меня в груди!
Это только присказка —
Сказка впереди.
<…>
И невиданных зверей, дичи всякой — нету ей.
Понаехало за ней егерей.
Так что, значит, не секрет: Лукоморья больше нет.
Всё, о чём писал поэт, — это бред.
Давным-давно трава была зеленее, и в мире водились эльфы, лешие, русалки и прочие странные создания, а волшебники творили чудеса. Но вот наступила эпоха пластика и бетона, с коней пересели на ревущие машины, избушки и замки сменились на жилкомплексы, а люди стали твёрдо уверены, что нет никаких чудес, и это не очень сочеталось с натурой персонажей сказок и мифов. Кому-то пришлось скрыться в совсем глухие леса, кто-то вообще исчез, а кому-то пришлось приспосабливаться под новые условия: ведьмы пересели с мётел на пылесосы, домовые засели за электроплитами, а боги Олимпа стали фоткаться с туристами у Парфенона. Вот это и есть мифологический декаданс.
Собственно, он не обязательно подаётся именно как декаданс (хоть и довольно часто, и обычно используется для слезогонки). Может подаваться и нейтрально, и даже положительно — в качестве воспевания прогресса или как облегчение — «Ну и славно, что этих опасных тварей уж нет».
Главное — чтобы персонажей фольклора (и иногда авторских сказок) как-то затрагивали изменения мира, в связи с чем им пришлось бы исчезнуть, убраться или приспособиться.
См. также Тени былого величия и Антисказка.
Примеры[править]
Литература[править]
- Собственно говоря, практически всё фэнтези — магия там хоть и процветает, но раньше была значительно толще, да и многие существа перевелись, вплоть до богов.
- Редьярд «их британское всё» Киплинг: в той или иной степени почти все сказки из сборников «Пак с холма Пука» и «Награды и феи», особенно — «Бегство из Димчёрча»: дивный народ покидает Британию, спасаясь от войн людей.
- «Сломанный меч» Пола Андерсона. Когда в Европу приходит христианство, мир эльфов и троллей уходит в небытие вместе с языческими богами. Не сказать, что незаслуженно.
- «Властелин Колец» — педаль в пол, и чистейший слезогоночный вариант. Описывается конец легендарной эпохи, когда все чудеса уходят из мира людей, и все эльфы уплывают в свою благословенную страну.
- Педаль в пол — это не столько сам ВК, сколько приложения к нему, описывающие дальнейшую судьбу героев.
- Да и Силы Тьмы пережили неслабый такой кризис ещё до того, как был повержен Саурон. Раньше и гоблины были гоблинее, и на Чёрном троне сидел аж целый Моргот, у которого Саурон работал чуть ли не управдомом и которого бороть пришлось реально всем миром, да ещё и с божьей помощью, драконы там опять же… А теперь что? Впрочем, тогдашнему Средиземью с головой хватило и этого.
- Педаль в пол — это не столько сам ВК, сколько приложения к нему, описывающие дальнейшую судьбу героев.
- «Муми-тролли» — титульные существа, родственники домовых, когда-то жили у людей за печками. Но на смену печек пришло центральное отопление, и пришлось муми-троллям переселяться кому куда. Заглавной семейке повезло обзавестись собственным уютным домиком в сказочной долине.
- Такая версия была в самой первой книге «Маленькие тролли или большое наводнение». В дальнейших книгах уже считается, что за печками жили предки современных муми-троллей, даже не похожие на них внешне: "Должно быть, это ошибка, -- подумал Мумитролль, -- он не может быть моим родственником".
- Такая версия была в самой первой книге «Маленькие тролли или большое наводнение». В дальнейших книгах уже считается, что за печками жили предки современных муми-троллей, даже не похожие на них внешне:
...Но, может, тысячу лет тому назад?"
- Кир Булычёв, «Приключения Алисы» — некоторые так воспринимают Алисину современность по сравнению с Эпохой Легенд, когда в мире царствовала не наука, а магия (подсвечено в книге «Вампир Полумракс», где действует группа сказочных существ-ретроградов).
- Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Волшебники и шкажошные шушества неплохо устроились в учреждении, встроенном в советскую систему.
- Многие советские сказки, где щедро использовали постмодернизм:
- Георгий Балл, «Торопун-карапун и тайны моего детства» — давно ставший взрослым главный герой возвращается в когда-то придуманную им же самим сказку, а параллельно идут абсолютно серьезные и мрачные воспоминания о суровом военном детстве.
- Валентин Постников, «Удивительные похождения нечистой силы» — устав от загнивания, нечистая сила из леса отправляется в гости к Домовому в город, сталкивается с современным советским бытом и учится делать людям добро.
- Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд, «Сказка среди бела дня» — грустные думы злого волшебника-вампира Абракадабра: «Ну и королевство! Если верить сказкам, оно было когда-то могущественным и обладало многими тайнами… и всё это куда-то девалось! Разокрали, что ли? Осталась какая-то несчастная резинка, чёрный кот да два десятка заклинаний! И это называется королевством!..»
- ПЛиО — на момент начала повествования на Вестеросе и ближайших местах Эссоса практически отсутствовала магия и всё ей сопутствующее, и они напоминали обычное средневековье. Но вот из-за Стены на севере уже движутся ужасные Иные, а с востока идёт Дейнерис Бурерождённая с её драконами… Здесь мифы потихоньку возвращаются, но жителям мира от этого не очень-то приятно.
- «Сага о ведьмаке». Магические существа истребляются ведьмаками, магические расы притесняются правителями людей.
- «Нарния: Принц Каспиан». С тех пор, как тельмарины, узколобые и ограниченные потомки уголовников, установили в Нарнии своё владычесто, чудеса стали покидать её: говорящие звери частью скрываются в лесах, а частью разучились говорить, гномы смешались с людьми и скрывают своё прошлое, а более волшебные существа, такие, как лесные духи, вообще впали в спячку. Фитилёк прикручен: вернувшийся в Нарнию Аслан возвращает в неё и магию, установив мир между волшебными существами и людьми, которые на это согласны (которые не согласны, были частью убиты в битве у Кургана Аслана, а частью отправлены в изгнание на Землю).
- «Долгое чаепитие» Д. Адамса — грязные голодные боги ночуют на вокзалах. Судя по тексту, в том мире боги и бездомные — это практически одно и то же (когда богов/героев собирают в Вальгалле, бомжей нигде не видно).
- «Марсианские хроники» Брэдбери. Оплакивание былого величия марсианской цивилизации.
- Роберт Шекли «Бухгалтер» — сынок протагониста не желает быть колдуном, а желает быть бухгалтером… Как выясняется в финале, Бухгалтер — дух посильнее этих ваших демонов ада.
- Роберт Хайнлайн «Магия, Inc.»
- Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона» — скорее антисказка (хотя местные чистокровные эльфы — те ещё снобы-декаденты).
- Н. Гейман «Американские боги» — полузабытые боги вынуждены влачить жалкое существование: ведь бог жив (и преуспевает), только пока люди в него верят. Ну, хотя бы помнят.
- Жан Рей, «Мальпертюи» — тоже о сумерках богов.
- Хорхе Луис Борхес, новелла «Рагнарёк»:Подробнее...Мы били в ладоши, не скрывая слез: Боги возвращались из векового изгнания. Поднятые над толпой, откинув головы и расправив плечи, они свысока принимали наше поклонение. Один держал ветку, что-то из бесхитростной флоры сновидений; другой в широком жесте выбросил вперед руку с когтями: лик Януса не без опаски поглядывал на кривой клюв Тота. Вероятно, подогретый овациями, кто-то из них – теперь уж не помню кто – вдруг разразился победным клекотом, невыносимо резким, не то свища, не то прополаскивая горло. С этой минуты все переменилось.
Началось с подозрения (видимо, преувеличенного), что Боги не умеют говорить. Столетия дикой и кочевой жизни истребили в них все человеческое; исламский полумесяц и римский крест не знали снисхождения к гонимым. Скошенные лбы, желтизна зубов, жидкие усы мулатов или китайцев и вывороченные губы животных говорили об оскудении олимпийской породы. Их одежда не вязалась со скромной и честной бедностью и наводила на мысль о мрачном шике игорных домов и борделей Бахо. Петлица кровоточила гвоздикой, под облегающим пиджаком угадывалась рукоять ножа. И тут мы поняли, что идет их последняя карта, что они хитры, слепы и жестоки, как матерые звери в облаве, и – дай мы волю страху или состраданию – они нас уничтожат.
- И. С. Тургенев, «Нимфы» (стихотворение в прозе).
- Роберт Силверберг «Когда нас покинули мифы» — неимоверно далёкие потомки развлекаются, вызывая из прошлого богов и героев. Позже им это надоело, и всех гостей отправили восвояси. А ещё чуть позже явились некие захватчики со звёзд, а защитить потомков, давно разучившихся воевать, не пожелал никто.
- Ирина Сергиевская «Кариатида» — ожившая в позднем СССР кариатида мстит пренебрегшему ею Аполлону. Но Аполлон — хоть и пошлый парковый статуй, а связан с тем самым олимпийским богом.
- Андрей Саломатов, «Путь птиц или дорога чуда» — история переселившегося в Страну Снов Домового. Дворец, в котором он обитал, снесли, а в новый его в лапте на веревочке перевозить никто не пожелал.
- The Talking Parcel — в современном рациональном мире люди верят в паровозы и пароходы, но не верят в единорогов и василисков, поэтому первых повсюду с избытком, а последние оказались на грани полного вымирания, из-за чего великий волшебник Ха-Ха и создал Мифландию, куда позволил переселиться всем еще существовавшим на тот момент мифическим существам.
Фанфики[править]
- Наталья и Борис Жуковы «Экскурсия» — любопытный фанфик по Властелину Колец. В Средиземье — благополучный XXI век, в Гондоре по-прежнему правят потомки Арагорна, а по маршруту Фродо (от Минас Тирита до Ородруина) водят экскурсии. Хоббиты и гномы в наличии, орки — нацменьшинство в Мордоре, Гондоре и Изенгарде (теперь безопасные, но отвратительные повадки сохранили). К слову, последние считают себя людьми и обижаются на слово «орк». Из всего, что в оригинале было высокопарным/прекрасным/величественным/чудовищным понаделали развлечений и брэндов (духи «Орофарнэ», питомник пауков-птицеедов на месте Кирит Унгола (да, он называется «Уютный Унголок»), магазин обуви «Хоббит» и т. п. Представляете, каково прогуляться по такому «Мир изменился» для оставшегося в Средиземье Келеборна!
Кино[править]
- «Чародеи» — домовой переквалифицировался в вагонного.
- Вот только герой лишь изображал из себя домового-вагонного, а как обстоят дела реальных домовых — не сказано. Возможно, Ковров этого «вагонного» и вовсе выдумал, чтобы создать приемлемую легенду для Брыля.
- «Тайна Снежной королевы» (1986) — альтернативное прочтение сказки. Теперь Королева значительно сильнее и опытнее, а в мире упадок: местный барон потратил деньги на мороженое, северный олень умер от тоски, некоторые положительные персонажи от бедности пытаются стать разбойниками... И хоть королеву и побеждают, но концовка нерадостная — сказка повторяется при каждом прочтении и побеждать надо вновь и вновь...
- «Реальная сказка» — сказочные персонажи переселились в реальный мир, понимая, что люди перестали в них верить. Василиса Премудрая стала учительницей, Леший — бомжом, Иван-дурак — отставным ВДВшником, Синдбад-мореход — дальнобойщиком, любитель злата Кощей Бессмертный — олигархом, богатыри — его охраной.
Телесериалы[править]
- Зигзаг в «Библиотекарях» — в ходе сюжета распечатывают линии, по которым в мире раньше текла магия.
- «Десятое королевство» — в мире сказок золотой век уже сто лет как прошел, жизнь стала значительнее хуже и злее, от многого (например, Золушки), остались только тени былого величия. Собственно, это и не сказка, а вполне взрослое фэнтези.
Мультфильмы[править]
- «Домовёнок Кузя» — деревни пустеют, приходится и домовым переселяться в города…
- «Дядюшка Ау» — последний из мультфильмов. Города так активно растут, что и леший в итоге оказался «сначала на окраине, потом в пригороде, а потом в самом центре», неизвестным образом переместившись из ветхой избушки в современную городскую квартиру. Всю серию бедолага не без труда пытается приспособиться к новому миру, а в финальных титрах поёт меланхоличную песню, в которой выражает надежду, что прогресс не заставит людей забыть старые сказки.
- «Как приручить дракона», финал франшизы — драконы вынуждены навсегда переселиться в Скрытый мир. Возможно, однажды маятник качнётся в правильную сторону и люди станут менее жестокими, что позволит им вернуться к людям.
- Точнее, финал был бы сабжем, если бы в остальных частях франшизы нам не рассказывали о том, насколько мир драконов огромен и разнообразен. В Скрытый мир переселилась лишь малая толика драконов из всех существующих.
- «Новые Бременские» — Бременское королевство окончательно обнищало, смешные разбойники стали могущественными банкирами, а популярные музыканты влачат довольно посредственное существование и даже сына Трубадура не могут увлечь прошлым.
Мультсериалы[править]
- «Любовь, смерть и роботы», новелла «Доброй охоты» — по мере того, как стимпанк-технологии стали вытеснять магию, кицуне потеряли способность превращаться в лис. Те, что ещё остались.
Манга и аниме[править]
- Манга «Ника» от комиксиста Богдана: загадочный Мастер со своей зловещей Канцелярией вынашивают тёмные планы… вернуть на Землю чудеса и магию.
- Berserk — в начале повествования даже могучие Апостолы скрывают от людей своё существование, а магия и чудеса имеют репутацию бабкиных сказок. Но по ходу повествования героям приходится встречаться сначала с троллями, ведьмами и нежитью, потом с магами и волшебными монстрами, а в последнем вышедшем томе антагонист соединяет реальный мир с астральным, возвращая легенды к жизни, а герои прибывают на остров фей и волшебников.
Видеоигры[править]
- Touhou Project — причиной создания Генсокё и отделения его от остального мира барьером стало как раз то, что из-за научно-технического прогресса люди перестали верить в сверхъестественное, чем поставили под угрозу существование ёкаев. Пришлось тем изолироваться в отдельном небольшом мире, заодно прихватив с собой одну забытую горную деревню, дабы всегда были люди, верящие в сверхъестественное (и ёкаи следят за тем, чтобы эти уж точно остались в суеверном средневековье).
- Причём, что интересно, технологии сами по себе сверхъестественным существам совсем не мешают, и внутри Генсокё многие не брезгуют ими пользоваться: дух старинного барабана переселяется в современную барабанную установку, солнечное божество используют в термоядерном реакторе, горная богиня строит людям канатную дорогу в свой храм, тэнгу пользуются техномагическими фотоаппаратами, а каппы вообще занимаются реверс-инжинирингом человеческих технологий из Внешнего мира. Только вот в глазах застрявших в средневековье людей это всё только усиливает их сверхъестественность.
Настольные игры[править]
- Mage: the Ascension: в древности в мире царила Эпоха Легенд, когда во множестве культур была крепко укоренена мифологическая картина мира, и, соответственно, магия и магические существа были обычным делом. Но маги стали враждовать между собой, причиняя ущерб и простым людям, поддержки среди которых добился в конечном итоге Орден Разума, использовавший в качестве магии науку и распространявший её в народе. В результате Орден Разума победил, стал Технократией и изгнал из мира всю мистику, превратив его в реалистично выглядящий сеттинг, в котором маги вынуждены шариться по углам и шарахаться от Парадокса, который ударит по ним, если они не будут маскировать магию под естественный ход вещей.
- Dungeons and Dragons — после смерти богини магии Мистры таким стал мир Forgotten Realms. Тысячи магов погибли или сошли с ума, а остальные десять лет не могли освоить даже простейшие заклинания. Конечно, потом Мистра вернулась, но былых высот магия уже не достигнет.
Музыка[править]
- Владимир Высоцкий — «Лукоморья больше нет» (см. эпиграф), «От скучных шабашей смертельно уставши».
- Тимур Шаов — «О кризисе древнегреческой государственности». Очень прозрачная сатира на ельцинскую Россию и её правяшую верхушку.
- И его же «Сказки нашего времени».
- «Аквариум» — «Древнерусская тоска»: там чёрт знает чем занимаются персонажи былин:
- The Dartz — «Переверни страницу». Фольклорные персонажи прочно вписаны в унылый однообразный быт, хотя повествуется об этом с изрядным юмором.