«Домовёнок Кузя» — цикл из четырёх советских кукольных мультфильмов, снятых режиссёром Аидой Зябликовой по мотивам сказок Татьяны Александровой и ставший гораздо известнее одноимённой сказочной повести. С момента выхода приобрёл культовый статус и заслуженно стал одним из самых известных и любимых советских мультфильмов.
В последнем фильме появляется еще один домовой — Киким.
Гнездо на голове — Кузя поначалу выглядел именно так, но потом его отмыли и причесали. Эффект, правда, продержался всего одну серию.
Мне на самом деле семьсот лет — Кузя заявляет, что ему 7 веков, а по уровню развития он сопоставим с семилетним ребёнком. У всех домовых в данном сеттинге столетие идёт за человеческий год; Нафаня однажды на зов Кузи ответил «я уж сорок веков Нафаня». То есть Кузя с Наташей практически ровесники, несмотря на огромную разницу в продолжительности их жизней.
Милый злодей — Баба-Яга (озвучка — Татьяна Пельтцер). Хоть в первую очередь ради собственного благополучия, но всё равно с любовью заботилась о Кузьме, пекла ему пироги, даже пеленала.
Родитель-одиночка — куда делся папа Наташи, неизвестно. В книге он всё же был, но упоминался мельком, а один из эпизодических персонажей — его друг.
Домовёнок — «Ой, бяда-бяда, огорчение…» и «Нафаня-а-а-а!»
Леший — «Это порядок/Это непорядок!»
Музыкальный триппер — всё музыкальное сопровождение цикла. Касается больше музыки М. Мееровича, написавшего для трёх мультфильмов из четырёх. Именно у него присутствует сказочно-народное звучание.
Теперь в современности! — в оригинале действие предыстории разворачивалось «в старые-стародавние времена». Тут на протяжении всего цикла — явно XX век.
Узнаваемый стиль — при внимательном просмотре тетралогии про Кузю, можно найти много общего с кукольной дилогией «Следствие ведут Колобки» (в отличие от более поздней экранизации другого рассказа из цикла от А. Татарского, считается не совсем удачной) и «оперой для маленьких» «Три медведя». Режиссёр — Аида Зябликова, а композитор — М. Меерович (кроме мультфильма 1984 г.), плюс фольклорные мотивы.
Не такой уж воображаемый друг. «Кузя?! Неужели ты снова стал игрушкой?!» — слова девочки, когда в присутствии взрослых домовёнок маскируется под тряпичную куклу.
А родители не знают про Кузю. «Наташа, уже [подставить мелкое хозяйственное дело]? Ууумница, дочка!»
Я этого не ем — шутки ради: увидев торт, украшенный кремовыми розочками, Кузька с характерным вОлОгОдским оканьем крутит носом: «Это я не ем, я не козёл!». Впрочем, Наташа объясняет ему, что цветы очень даже съедобные.
Отсылка/Камео — в конце серии появляется множество героев русских народных сказок — тут тебе и Избушка на курьих ножках, и Коза-Дереза, и герои сказки «Лиса, заяц и петух»…
С него начинается родина действие… Баба-Яга по совету Лешего решила завести себе домового и похитила Кузю. Он пытался удрать, и наконец ему это удалось. Правда, Ворона утащила его в гнездо, чтобы он стал «первый гнездовой». Но Кузя увидел с дерева, что дом, где он жил, сносят, удрал от Вороны, нашёл в доме свой сундучок, а там — записку Нафани с указанием нового места жительства. В городе, в 16-этажном доме, в квартире № 588…
Леший выглядит как ожившее бревно. А его внук, юный Лешонок, который пытался угостить Кузю желудями, больше напоминает тушканчика. На зиму впадают в спячку в старом пне и просят Кузю разбудить их 30 марта.
Милый злодей/Смешной злой — Баба-Яга. В оригинальной сказке она такой не была (точнее, была, но только в «Доме для хорошего настроения»).
Оговорка по Фрейду — мольба Кузьки: «Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет жил в людях, ел не досыта, спал без прос… не досыпал, в общем, я».
Стоп-кадровый бонус — можно заметить, что хозяин дома читает газету для железнодорожников «Гудок». Позже эту газету читать будет герой другого мультфильма Зябликовой, «Карманник».
Ужас у холодильника. Когда домовёнок заходит в дом, то обнаруживает, что он заброшен. Вроде ничего страшного. Но погодите, почему на стене всё ещё висят часы, на тумбочке стоит сломанный граммофон, а на полу валяется разбитая пластинка? Почему хозяин дома не забрал эти вещи с собой? Подробнее в основной статье.
«Опомнился! Май на носу!» — ладно одна ворона с гнездом. А целый, как минимум, советский сельхоз с пролюбленной посевной и всем вытекающим для пищепрома?
Музыкальный бонус — старый хозяин слушает композицию «The Nightmare» (авторы A. Handler, B. Meyers, L. R. Riley в исполнении «Clyde McCoy and his orchestra»; запись 1930-х). В СССР это произведение было известно как «Домовой», издано в 1975 г. в сборнике зарубежной танцевальной музыки. Встречалось и ранее.
Действие переносится обратно в квартиру. Кузя и Нафаня огорчены, что люди слишком расточительны, и начинают спорить с Наташей. Тут снова появляется Баба-Яга. Наташа принимает её за бабушку Кузи, и та снова похищает домовёнка, обставляя это под сказку, и лишь в самом конце Наташа понимает, что к чему. Параллельно она рассказывает девочке «сказку» о самой себе.
Милый жадина — «Я не жадный, я домовитый». Впрочем, жадным Кузю назвала Наташа, не оценившая искреннего беспокойства домового за материальное благополучие семьи.
У него вообще это расовая особенность, а не личная черта характера.
Блестящий неканон: эта серия, как и последующая, полностью оригинальна — в сказке их не было.
Баба-Яга, стремясь всеми силами удержать у себя строптивого домовёнка, добавила в тесто отворотное зелье, дабы Кузя забыл своих друзей. И Кузя отчаянно просит Ворону не есть пирог, который изначально был предназначен для него. Ворона помогла ему сбежать; Баба-Яга нашла себе другого домового, Кикима, а с ним — счастье своему куролапому домику. Теперь ей уже не надо похищать Кузю.
Литерал (приём комизма) — «Счастье — это когда у тебя все дома!» В обоих смыслах этого выражения.
Так не доставайся же ты никому! — Баба-Яга, поняв, что Кузя решил во чтобы то не стало вернуться к Наташе, решила запечь его в печке. «Моим не будешь, так и ничьим тебе не бывать!»
Получилось страшно — автора правки в детстве очень пугал Киким (даже кошмар с ним однажды снился). Особенно кадры крупным планом, где он открывает глаза.
А автор этой правки и Бабу Ягу очень не любил и боялся. Поэтому до сих пор пересматривает только единственную серию, где ее нет.
Музыка, играющая во время полёта на метле, достаточно жутковатая.