Канцлер Ги
Канцлер Ги — творческий псевдоним певицы Майи Вячеславовны Котовской, культовой среди представителей ролевого движения России и стран ближайшего зарубежья. Она примерила маску Гийома де Ногаре, канцлера короля Филиппа IV Красивого.
Впервые Канцлер прославилась около 2002 г., выиграв песенный турнир на Зилантконе. С 2005 г. также собрала собственную группу «Бреган Д’Эрт» и большую часть времени выступает с ней, но не прекратила и сольные выступления под гитару. В составе группы играет более-менее стандартный, но хорошо аранжированный и с хитами русский рок, благодаря чему известность и популярность вышли всё-таки шире субкультурной.
Дискография[править]
Сольные альбомы[править]
- 2002: Tample Memories
- 2003: Kathar Blues
- 2003: Невзятый замок
Альбомы и синглы, записанные с группой[править]
- 2006: Единственный враг
- 2007: Пляска Святого Ги
- 2008: Тень на стене
- 2009: С Новым Годом (сингл)
- 2010: Страшная Сказка
- 2011: Зимние Истории (сингл)
- 2012: Те ещё грибочки (сборник пародий на саму себя)
- 2013: ВУДУ Tales
- 2017: Лирика
- 2018: Голуби Преисподней (сингл)
Фэндомное творчество[править]
- 2006: Вид из окна (сборник пародий по мотивам «Отблесков Этерны» Веры Камши)
Магистральные темы в творчестве[править]
- Корнет Шурочка — сплошь и рядом: Котовская — большая ценительница средневековой рыцарской тематики и любит петь от лица брутальных мужиков. Автор «Кантри Артемиса Энтрери» по «Забытым королевствам» и песен от лица Рокэ Алвы, среди прочего.
- Навозные века — большая часть ранних песен («Крестоносцы», «Нам сказали: Завелась в Провансе ересь…», «Рок-н-ролл Совершенных») посвящена Высокому Средневековью, особенно альбигойцам, благо Котовская по образованию историк-медиевист со специализацией именно на этом регионе. Она даже несколько раз выезжала на полевых ролёвки по теме, при этом от репутации ролевика-менестреля в бешенстве открещивается, хотя анамнез совпадает чуть менее чем полностью.
- «Отблески Этерны» — певицу многие знают именно за это. К примеру, «Кэцхен», «Романс Квентина Дорака», «Романс Ротгера Вальдеса» и «Романс Олафа Кальдмеера»… При этом подавляющее большинство песен на тему отлично слушается и без знакомства с каноном, а остальные являют собой музыкальный триппер такой неодолимой вирулентности, что хочешь не хочешь, а полезешь хотя бы познакомиться с первоисточником.
- В частности, «R.—R.» («Вы ненавидите меня…»), изначально от лица Рокэ Алвы к
поросе казанскойРичарду Окделлу, разными слушателями имеет свойство отождествляться с совершенно разными адресатами и адресантами — ей-Создателю, в каждом фандоме найдётся такая парочка! - Фанат пришёл к успеху — когда в 2022 году таки вышел пилот сериала по «Этерне», обойтись без инструментальной версии «Тени на стене» не вышло.
- В частности, «R.—R.» («Вы ненавидите меня…»), изначально от лица Рокэ Алвы к
- Forgotten Realms — в честь ганзы Бреган д’Эрт назван весь коллектив, ей же посвящено одноименное кантри, «Закнафейн — Дзирту» и, по некоторым сведениям, «Единственный враг».
- Очень сильное колдунство, шаманизм, суеверия и сверхъестественные существа, причём, как правило, из не слишком заезженных культур.
Просто тропы и штампы[править]
- А двести двадцать не хочешь? — Канцлер любит этот троп:
- «Ezzelino» — сын самого Дьявола нашёл себе достойного противника!
- «Guillaume de Nogaret» — двести двадцать прилетают в виде предсмертного проклятия магистра тамплиеров.
- Антисказка:
- «Страшная сказка» — пересмотр «Щелкунчика». «Ты счастливо её окончил, чтоб не плакали ночью дети. (…) Крысы помнят, о мастер Гофман, как всё было на самом деле». По мнению певицы, был убит сам деревянный игрушечный солдат, а Мари умерла ещё раньше ночью (скорее всего, истекла кровью от глубокого пореза о разбитое стекло)…
- Впрочем, можно увидеть эту песню и с другой стороны: в первом же куплете фраза «есть такие, кто точно помнит, как всё было на самом деле» позволяет понять её и как изрядное «На тебе!» по известным адресам.
- «Снежная королева» — величественная Королева и чуть ли не помирающая от стремления стать такой же Герда.
- «Страшная сказка» — пересмотр «Щелкунчика». «Ты счастливо её окончил, чтоб не плакали ночью дети. (…) Крысы помнят, о мастер Гофман, как всё было на самом деле». По мнению певицы, был убит сам деревянный игрушечный солдат, а Мари умерла ещё раньше ночью (скорее всего, истекла кровью от глубокого пореза о разбитое стекло)…
- Бафос — Канцлер обожает этот троп. Чего стоит хотя бы:
Янтарной осени страницы,
Улетевшие птицы,
Назад дороги нет — зови, не зови…
И охреневшая ворона
В страхе падает с клёна,
Цепляясь лапами за призрак любви!
Твоя душа невинна и чиста, только…
Кто знает, сколько выдержишь ты? Сколько?!
- Выжить ради мести (а также Месть мертвеца и Неумолимый преследователь):
Ты спишь и видишь меня во сне:
Я для тебя лишь тень на стене.
Настало время выйти вовне —
Так выходи на порог!
Убив меня много сотен раз,
От смерти ты не уйдёшь сейчас,
Но ты от злобы устал и от страха продрог,
Я тебе преподам твой последний урок.
Я никогда не любил убивать, но иначе не мог.
- Казнь сделала его круче — чятик о содержании песни.
- Геронтофил — песня «Соперница» на слова Киплинга в переводе Г. Симановича. Семнадцатилетняя героиня переживает, что все юноши увиваются за дамой на тридцать лет её старше, а на неё не обращают внимания. С прикрученным фитильком: ухоженная и обаятельная дама «под пятьдесят» вполне в состоянии очаровать и тех, кто ни в коем случае не считает себя геронтофилами. Да и не в сексе дело, а в навыках светского общения, которые у неё отточены.
- Голливудское вуду — весь альбом ВУДУ Tales.
- Мистический Юг — он же чуть менее чем полностью и песня «Mary La Vou», посвящённая некоронованной королеве луизианских колдунов, в особенности.
- Неголливудское кстати тоже присутствует, в песнях «Sons of Legba» и «Legba Brothers».
- Диалектика Льда и Огня — «Oshun/Shango» и «Романс Квентина Дорака»:
Похоже, всех вокруг
Изрядно утомила
Что ваша страсть,
Что холодность моя.
- «Романс Квентина Дорака» во многом и победа скучна: «Не дай вам Бог дожить, когда победы ваши усталостью на плечи лягут вам».
- Дикая Охота — именно то, что написано на упаковке.
- Красавица Икуку — «Подпороговые чувства правят бал»: мерещится известный русский мат.
- Диссидент-перебежчик — «Романс о тоске».
- Достойный противник:
- «Единственный враг» (а также Враг — это честь, Программа «Доступный враг», Унылая непобедимость и эталон тропа Рыцарь крови) — Рыжий Канцлер постукивает ногой по педали: «Я умираю в пустоте нераздёленной любви / Я жду тебя, о мой возлюбленный враг!»
- «Романс Ротгера Вальдеса»: «Адмирал, в этот час пью за ваше здоровье, / Лучше будьте здоровы, чем будьте мертвы. / Ведь без вас, признаюсь, скучно станет на море, / Ведь противник достойнейший — вы…».
- Закадычные враги — «Романс Ротгера Вальдеса» и «Романс Олафа Кальдмеера» по циклу «Отблески Этерны». Однако в песнях, как и в каноне, всё ближе к другому тропу, особенно вторая песня.
- Жуткие птички — «Голуби преисподней». В отличие от литературного первоисточника (???), местные голубки целенаправленно охотятся за человеческими душами.
- Зашёл в аптеку царь Додон — «Блюз
трёхлапоготрёхпалого ленивца». С подвывертом, потому что строчка с додоном идёт перед тем, с чем рифмуется, но к тому моменту слушатели и так знают, на что там будет рифма. «В судьбе просвета не видно ни… черта. / Вишу на ветке, листики жуя». В самопародии «Блюз фронтмена „Бреган Д’Эрт“» ещё веселее: «А на концерте народу до… дверей».- Автор правки в достаточно йуном возрасте побывал на её концерте. Окинув взглядом зал, Канцлер объявила, что «в связи с наличием в зале детей ленивец будет <…> выражаться альтернативно».
- Изгнание — «Недостойная любви моя Родина/Homeland».
- Келпи — «Песенка Келпи».
- Ковидная эпоха — «Чумной блюз».
- Крысы — «Марш серых крыс».
- Наёмник — «Кантри Бреган Д’Эрт»:
Из низких истин нам дороже только эта одна:
Кто больше платит — тот в войне победит!
- Кстати, он моральный вертихвост: «И наш девиз предельно ясен скоро станет тебе: / Предай их всех, останься верен себе».
- Пират — «Блюз пирата».
- Подкаблучник — «Август». «Но червем быть подкаблучным вам так не к лицу, поверьте!».
- Посиделки со Смертью — Samedy. «Я не знаю, будь что будет, / Наливайте, Барон! / Тот, кого боятся люди, / Пьёт со мной горький ром».
- Посмертный рассказчик — «Я привыкаю к свободе»: «Я привыкаю к свободе с дырою во лбу. Душа свободна, а тело гниет в гробу».
- Профи с причудами — «Романс Сантьяги» (см. видео), посвящённый герою цикла Вадима Панова «Тайный город».
- Милая черта крутого — «…и не гоняйте меня со стола!»
- Сидеть на крыше:
«Стрелок»
- Хочу, чтобы любимый был счастлив — «Кэцхен». Девушка влюблена в адмирала, как и горные ведьмы. Штука в том, что он жив до сих пор только благодаря покровительству горных ведьм, и узнав об этом, она лишь просит беречь его «от воды, от свинца и от стали».
- Червие — стёбный «Блюз могильного червя»: червь капустный.
О прошлом[править]
- Ад его не удержит — «Письмо тирана Римини папе римскому»:
Если выписать мне вид на жительство в Ад,
К Вам же черти сбегутся с болезненным лаем
И в слезах и соплях будут Вас умолять:
«Заберите его — мы с ним жить не желаем!»
- Война — это смешно — «Крестоносцы», пародийная переделка народной песенки «С деревьев листья опадают (прямо наземь)» на тему нелепой войны (В поход крестовый все попёрлись…).
- Там же сеньор главного героя, будучи альбигойцем-совершенным, драться не умеет, и не может, и не хочет. В фолке это общая черта альбигойцев.
- Императоры и гладиаторы — Julius Caesar.
- Победа скучна — снова он же. «Все Рубиконы перейдены, все жребии брошены Вами».
- Здесь же «Песенка хранителя печати» — «Во Франции нечего делать / Храмовники кончились в ней…»[1]
- Каменные головы и загадочные письмена — «Сообщение о делах на Юкатане».
- Кающийся грешник — «Чезаре Борджа».
- Клинопись и зиккураты — «Плач Гильгамеша об Энкиду» и «Стёбная шумерская».
- Вторая ещё и Добру необходимо зло — «Без чудовищ мир погрязнет в лени…»
- Фараоны и пирамиды (почти все также затрагивают и мифологию):
- «Полынь и ковыль». Как обычно у неё, смысл песни раскрывается только ближе к концу. Это обращение к Осирису от лица Сета. Там же От неприязни до любви — зависть-любовь.
- «Видение Сети I» и «Рамзесу II», своеобразная дилогия.
- «За гранью чисел, лет и дат» — египетское видение картины мира.
- «Раймон VII». То ли реинкарнировавший в наше время герой вспоминает свою прошлую жизнь, то ли наш современник воображает себя живущим в прошлом.
Тропы вокруг творчества[править]
- На тебе!:
- «Песенка для юных звезд» — в адрес излишне назойливых поклонников.
- «Крик души Жака де Моле» — в адрес рок-оперы «Тампль», где тамплиеры изображены страдающими романтическими героями.
- «Марш сетевых троллей» — без комментариев. На мотив «Марша серых крыс», что намекает.
- «Романс к бандерлогам» на мотив романса Вальдеса — судя по всему, к ним же, возможно, конкретно к украинским.
- Муж Майи учавствовал в разных фотосессиях, как сказал бы Кац в аналогии с протасевичем
- «Письмо тирана Римнии к Папе Римскому» — Сиджизмундо Малатеста толсто троллит папу Пия II. С которым у него были весьма серьёзные терки.[2]
- Бонус для гениев — песни Канцлера хороши даже есть ты не в курсе ситуации. Но если ты разбираешься в предмете песни, экстаз гарантирован.
- Вывих мозга — весь альбом «Те еще грибочки» про это.
- Непреднамеренное совпадение — у текстов Канцлера, как посвященных конкретным персонажам, так и не имеющих никакого первоисточника, есть удивительное свойство настолько идеально подходить к совершенно разным героям и произведениям, что кажется, будто песня была написана именно про них. Чуть ли не в каждом мало-мальски известном фандоме найдётся фанклип на Канцлер Ги (особый бум такого фантворчества пришёлся на конец нулевых, начало десятых). Безусловные лидеры по совпадениям:
- Вышеупомянутая «R.—R.» («Вы ненавидите меня…»), идеально иллюстрирующая распространенный троп «От неприязни до любви».
- «Брат Мой, Брат…», подходящая Каинам и Авелям всех мастей, а также просто перессорившимся в ходе сюжета или безвременно почившим братьям.
- Если поискать песню в «вк музыке» (где до сих пор на каждый трек приходится миллион его дублей с кривым названием) можно прямо в наименовании песен увидеть комментарии в духе «Про Саске и Итачи» и прочие фанские сравнения.
- «Другу» («Дорога в ад или рай») — и снова Каин и Авель, а также прочие случаи, когда близкие герою люди совершили предательство или сменили сторону.
- Например, песня просто слово в слово ложится на события четвертого сезона сериала «Сверхъестественное».
- «Единственный враг» — подходит в качестве гимна для любого рыцаря крови из фэнтези, GARа из аниме или даже любого крутого из вполне реалистичного сеттинга.
- «Монсегюрский романс» («Нас книги обманут») — к концу произведения добро победило, но понесло потери? К финалу полегло несколько положительных персонажей? Вы знаете, под какую песню вы будете оплакивать такой исход.
- «Романс Олафа Кальдмеера» («Враг мой бешеный, друг мой неразлучный») — если опустить упоминания моря, конкретно указывающие на Кальдмеера и Ротгера Вальдеса, то песня начинает подходить к миллиону сюжетов на тему «Враг мой», «Закадычные враги» и «Заклятые друзья». А уж если по сюжету один герой успел побывать в заточении у другого — просто в десятку.
- «Полынь и ковыль» — любовь и ненависть, а также противоположности.
- Перекличка: М. Катюричев, трилогия об Эквилибристе — Канцлер легко узнаётся в образе барда Вель. Касается и внешности, и манеры общения, и текстов песен («Ведьма», «Дикая охота» и «Гимн клана Бреган Д’Эрт»).
- Самодиссонирующая музыка:
- «Рок-н-ролл Совершенных» — история злоключений проигравших в альбигойских войнах катаров, положенная на мажорный рок-н-ролл. Идеальное, пожалуй, отображение состояния, когда всё настолько плохо, что невозможно уже даже плакать — остаётся только смеяться, чтобы окончательно не сойти с ума.
- «Блюз могильного червя» и «Песенка могильщика», филки Канцлера на себя же.
- Весело о жутком — вообще любимый прием Канцлера: взять хотя бы «Maitre Carrefour», «Страшную сказку», «Голуби преисподней», «Дикую охоту»…
- Украсть шоу — Канцлер Ги в роли Саурона («Лэ о Лейтиан», любительский театр «Нарготронд») затмевает весь состав. А что, у Финрода был хоть какой-то шанс победить этого тёмного майа?
- Филк. Канцлер — королева филков! Раннее творчество состояло из таковых чуть более чем наполовину, позже их количество уменьшилось до почти полного исчезновения. Среди первоисточников — советская эстрада, песни из советских фильмов и мультиков, коллеги по рок-сцене (Green Crow), ролевые исполнители (в частности, Грибные Эльфы). В последнем случае определить, где пародия, а где оригинал, особенно трудно.
- Она написала столько пародий на свои же песни, что особо удачные вышли отдельным альбомом альбом «Те ещё грибочки». Две из них — продолжения-полупародии песни «Крик души Жака деМоле»: «B-l-a-a-a!» на мотив «Belle» и «Песенка сожженного магистра» на мотив «Человек и кошка».
- И самопародия «Толстый полярный лис» — «полный песец», в смысле упитанный.
- Есть и альбом «Вид из окна» — собрание филков на популярные песни (в том числе «Мурка», «Старый рояль», «Мы с конём по полю идём») по «Отблескам Этерны»).
- И филки солдатской «Ёпсель-Мопсель» («Крестоносцы») и «Доброе утро, Вьетнам!» (Нам сказали: Завелась в Провансе ересь…), адаптированные под реалии Средневековья.
- Наконец, филк на «Властелин колец»:
На меня надвигается
Из кустов Сильмарилл,
А за ним наблюдается
Масса дивненьких рыл.
Из-за этих вот дамочек
Застрелился Ангбанд:
Он в гробу в белых тапочках
Эту дивность видал!
- Эффект «Реквиема по мечте». Канцлеру приписывают песни «Враг» (на самом деле исполняет Кошка Сашка), «Баллада о трех сыновьях» (Татьяна Шилова) и «Вересковый мёд» на стихи Стивенсона (российские группы «The Hobbit Shire» и «Wallace Band») — того, кто попросит спеть «Мёд», она даже грозилась ударить гитарой.
- Зато женский вокал + средневеково-фэнтезийная тематика = Хелависа. Даже если это Канцлер или кто-то ещё.
- Впрочем, Канцлеру нередко приписывают ряд фентезийных песен Тэм Гринхилл.
Примечания[править]
- ↑ Здесь же, автор намеренно игнорирует учебник истории, следуя сюжету «Проклятых Королей» Мориса Дюрона — Гийом де Ногаре умер еще до завершения процесса тамплиеров и по этой же причине не занимался делом об измене королевских невесток
- ↑ Несмотря на официальную позицию, религиозные вопросы там даже рядом не пробегали. Конфликт Римнии и Рима был исключительно феодальным.