Фокусы с одеждой
Лёгким движением руки брюки превращаются… Брюки превращаются… Превращаются брюки…
Одна из многочисленных литературных и киноусловностей. Герой совершает (или претерпевает) невероятное превращение из своей человеческой формы в форму животного или предмета — и обратно. При первой трансформации ему не нужно избавляться от одежды — она попросту исчезает. При обратной трансформации одежда вновь оказывается на нем.
Наиболее часто это касается вампиров. Эталонный пример — всеми нами любимый граф Дракула в безупречном вечернем костюме и чёрном плаще с кровавым подбоем. Этот плащ очень эффектно превращается в крылья летучей мыши — и снова в плащ, но… ведь тело и крылья летучей мыши — это ЖИВАЯ ТКАНЬ! Получается, Дракула носит одежду, состоящую из мышц, костей и сухожилий[1]? Или же в теле летучей мыши присутствуют волокна шерсти, хлопка или, о ужас, синтетики? А ведь потом он еще и принимает свой прежний облик, и костюм как ни в чем не бывало сидит на нем! С точно тем же успехом граф нередко превращается и в огромного волка — и этому волку не приходится выпутываться из плаща, рубахи и штанов, одновременно стряхивая с задних лап лакированные графские ботинки… равно как и самому графу не приходится потом голышом бежать к куче разорванной одежды и, чертыхаясь по-румынски, её натягивать…
Причина проста — вышеприведенная сценка слишком комична, и писатели/режиссеры предпочитают попросту забить на подавление недоверия, объясняя фокусы с одеждой… да, собственно, никак.
В иных случаях писатели/режиссеры, впрочем, предпочитают вообще отказать графу (либо другим вампирам) в способности к трансформации.
С превращением человека в привидение после смерти все не так просто: с одной стороны, привидение, казалось бы, является чистым духом и потому должно выходить из тела обнаженным. С другой стороны, существует теория, согласно которой призрак являет собой МЫСЛЕННОЕ воплощение умершего, следовательно, выглядит так, как помнил себя умерший, то есть в одежде.
Оборотни, как правило, в подобном абсурде не участвуют — теряют одежду как миленькие (иногда бегают в ее обрывках), а потом вынуждены одеваться (а иногда и голышом пробираться домой).
Педаль в пол — если в одних случаях герой теряет одежду, а в других — нет.
Обоснуй — одежда превращается в шерсть. Можно использовать для сюжета, если вырванный из оборотня клок лохматой, вонючей волчьей шерсти шерсти наутро становится хорошо знакомой соседской штаниной в клеточку, а сосед почему-то сжигает любимые штаны и носит новые.
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Не столько народные (и производные) сказки, сколько их адаптации. Обычно был персонаж в привычной одежде, а потом превратился в зверя/птицу/еще кого-то вместе с одеждой. Потом также и в обратную сторону.
- Один из вариантов превращений оборотня, когда в человеческом обличье он надевает тулуп (или иной предмет гардероба) из шерсти на голое тело. И данный наряд превращается в шкуру, а сам оборотень в волка.
Литература[править]
- «Дракула» Брэма Стокера.
- Возможный обоснуй: одежда наколдована и потому может появляться и исчезать по воле графа. А что, он упоминал, что большей части своих колдовских трюков обучался в Схоломансе и вампиром-то стал, потому что еще при жизни был магом.
- «Аниморфы» Кэтрин Эпплгейт. Педаль в асфальт: вроде бы герои при превращениях в разных зверей, птиц, рыб, рептилий и насекомых, как и положено, поначалу лишались одежды. Но когда они освоились со своим даром и начали практиковать коллективные превращения — автору пришлось притянуть дичайшую идею, что ОБТЯГИВАЮЩАЯ одежда вроде плавок и купальников может претерпевать превращения вместе с телом и вновь возникать при обратном превращении. С другой стороны: пятеро подростков в разгар полового созревания, из которых двое — девочки, щеголяют друг при дружке голышом? Тут уж и не такую чушь придумаешь, лишь бы избежать двусмысленностей.
- Дилогия «Опасные девушки» Р. Л. Стайна. Героиня, превращаясь в летучую мышь, вылетает из одежды и потом вынуждена голой пробираться домой. А вот ее сестра и другие вампиры при превращениях в разную живность одежды не теряют.
- «Хроники странного королевства»: о том, что происходит с одеждой мага при активации Убежища Аль-Рами, напрямую не говорится. Но наверное, Жак заметил бы, если бы от вампиров его спас не просто легендарный герой, а голый легендарный герой. С другой стороны, Убежище — продукт совместной работы нескольких опытнейших магов мира, было бы удивительно, если бы они такого не предусмотрели.
- Зиновий ходит гулять в окно тоже прямо в мантии, а Пафнутий после неудачного покушения тоже раздетым не был. Так что, у оборотней этот вопрос тоже не стоит.
- Dragonlance. Местные драконы, конечно же, не носят в своем настоящем обличье одежду, а при превращении в человека то ли наколдовывают, то ли создают иллюзию… сразу одетого человека.
- Александр Рудазов, «Преданья старины глубокой» — при обращении одежда и все остальные вещи превращаются в репьи, как бы случайно зацепившиеся за шкуру. С подсветкой — это выясняется в сцене, где протагонист, желая оказать услугу оборотню, на котором едет верхом, выбрасывает один из этих репьёв, за что оказывается обматерён и несколько часов ищет этот репей по лесу.
- Анимаги в мире Гарри Поттера. Никакого обоснуя в первоисточнике не даётся.
- А в экранизации то лапы ломит, то хвост отваливается. Когда Короста превратился в Питера Петтигрю, на нём была одежда, а когда он превратился обратно в крысу, одежда осталась лежать на земле.
- Обоснуй: Петтигрю использовал полное превращение, изменяющее тело вместе с одеждой. А чтобы сбежать, применил упрощённое превращение, изменившее только тело. К тому же, Люпин и Блэк с помощью магии вытащили Петтигрю из крысиного облика и не давали превратиться, а когда Люпин становился оборотнем, Петтигрю схватил его палочку и частично снял с себя магию.
- А в экранизации то лапы ломит, то хвост отваливается. Когда Короста превратился в Питера Петтигрю, на нём была одежда, а когда он превратился обратно в крысу, одежда осталась лежать на земле.
- Dresden Files — если оборотням, которые werewolves и которые обращаются, используя собственные волшебные навыки, для превращения нужно раздеться, то гексенвольфы, которые используют волшебные артефакты, после возвращения в человеческий облик остаются в одежде, и даже пистолеты после этого вполне рабочие.
- Индейский знахарь Слушающий-Ветер во время поединка оборотней превращается тоже со всей одеждой.
Кино[править]
- «Дракула» 1979 года. Фрэнк Ланжела наотрез отказался от «штампованных» клыков, а вот превращение его героя в волка и нетопыря без малейших проблем с одеждой его нисколечки не смущало.
- «Дракула-2000» — тут педаль пробивает асфальт: Дракула прямо в одежде превращается в волка, тот, в свою очередь, рассыпается стаей летучих мышей, а потом они вновь собираются в Дракулу — совершенно одетого. Обоснуй, что это какая-то особая вампирская одежда, не проканает — одежда магазинная.
- «Капитан Кронос — охотник на вампиров»: один из героев, ставший вампиром, нападает на девушку в облике летучей мыши, а спустя пару минут появляется перед героями… безупречно одетый.
- «Ловец снов» по роману Стивена Кинга: одержимый пришельцем Мистером Греем Джоунси время от времени превращается в огромадную тварюгу — зубастая пасть да хвост — и приканчивает кого-нибудь. А потом принимает прежний человеческий облик — в штанах и зимней куртке и вязаной шапке, как ни в чем не бывало. В книге Грей в теле Джоунси просто усилием воли заставлял человека воткнуть себе ручку в глаз или пустить пулю в висок.
- «Синдбад и глаз тигра». Ведьма султанских кровей Зинобия. Превращалась в чайку и обратно. В том числе и уменьшалась.
- «Маска» же! Оторванный фрагмент костюма Маски превратился обратно в кусок пижамы Стенли.
Телесериалы[править]
- И снова «Дракула» — на этот раз трехсерийная версия 2019 года от ВВС: граф в обличье волка прибегает к стенам монастыря и перекидывается в совершенно голого мужчину. Всё ясно, авторы топят за реализм… И в следующей же сцене обнажённый граф кладет на ворота руку с огромным перстнем на пальце.
Мультфильмы[править]
- «Отель „Трансильвания“» (надм. «Монстры на каникулах») — с подсветкой: Джонатан интересуется у дочки Дракулы, превращается ли она в летучую мышь вместе с одеждой. Когда же у Дракулы в образе летучей мыши горят на солнце шерсть и крылья, в человеческом облике его костюм и плащ выглядят обгоревшими.
- «Шрек» — зигзаг. С одной стороны, превращающаяся в огра Фиона раз за разом оказывается в платье правильного размера, зато во втором мультфильме превратившийся в человека и основательно похудевший Шрек едва не лишился штанов.
- При этом обратно в огров Шрек и Фиона превратились… опять с одеждой!
- «Красные Башмачки и семь гномов». Что пухленькая Белоснежка, изменяющая при примерке волшебных туфель на добрых три размера, что проклятые принцы-гномы, вдвое уменьшающиеся в высоту, не испытывают никаких проблем с одеждой. Более того, она и по фасону автоматически подгоняется!
Мультсериалы[править]
- «Невероятный Халк» (США 1982-83) такие трюки проделывает Халк, превращаясь обратно в Брюса. Т. е. когда из обычного человека превращается в зеленого силача, то одежда рвется, а когда обратно — восстанавливается.
- В комиксах, телесериалах и фильмах таких фокусов не наблюдается.
- W.I.T.C.H. — во втором сезоне у Ирмы появляется практически бесполезная способность — мгновенно окрасить одежду в розовый цвет. Хотя один раз она применяет это как психологическое оружие.
- RWBY — Кроу и Рейвен Бранвены превращаются в ворону и ворона соответственно не только со всей одеждой, но и с оружием и любыми носимыми предметами.
- Похоже, бессмертие Салем восстанавливает и её одежду, вместе с ней
Комиксы[править]
- «Валериан» комикс «Дурные сны» (самый первый) — магия Альберика и «ученика» Ксомбула превращает человека в некое существо вместе с одеждой и обратно.
Аниме и манга[править]
- Happy World! — имеется обоснуй: одежда и обувь являются иллюзией, и на самом деле Элле ходит и бегает абсолютно голой, только изредка надевая настоящую одежду, которая не превращается и не исчезает.
- Манга «Neko Ane»: Главгероиня — кошка, способная превращаться в человека, при превращении кошка→человек восстанавливает ту одежду, которую носила при предыдущем превращении человек→кошка, и этот факт нужно учитывать, чтобы не оказаться где-то неподобающе одетой.
- Arifureta — у Тио при переходе в форму дракона одежда сохраняется где-то в карманном измерении внутри самого магического тела (да и у остальных драконидов тоже — это для них норма, а не исключение). Технически она так и разные грузы таскать с собой в этой форме способна и даже товарищей, но прибегает к тому не часто, потому как трансформация весьма энергозатратна, а своей фирменной боевой магией она и в человеческом обличии пользоваться может.
Видеоигры[править]
- World of Warcraft — педаль в недра Молтен Кора. Будучи друидом, можно ходить в метровых наплечниках с птичьим гнездом, при том превращаясь за несколько секунд (а то и менее, чем секунду), в целый зверинец и частично ботанический сад.
- The Wolf Among Us:
- После неполного превращения в волка на Бигби остаются штаны.
- После превращения обратно в человека рядом совершенно случайно оказывается та же самая одежда, что была до превращения.
- Blood Omen: Legacy of Kain — никаких проблем при превращениях (в волка, в нетопыря, в туман).
- Prototype — тот самый случай, когда герой носит одежду из собственного тела. Точнее, из накопленной биомассы. При этом мимикрия идеальна, и от настоящей эту одежду не отличишь ни внешне, ни на ощупь.
Настольные игры[править]
- Vampire: the Masquerade: дисциплина Протеан позволяет вампиру превращаться. И обоснуй с «наколдованной одеждой» не работает: годится любая, из любого сэконд-хенда, и как миленькая исчезает при превращении в животное или в дым.
Где НЕ встречается[править]
Литература[править]
- В «Жребии» Стивена Кинга вампиры ни в кого не превращаются, а следовательно, проблема одежды перед ними не встает.
- «Эдуард Ларан» — есть несколько видов оборотней. Вервольфы, заражённые через укус, перед превращением одежду снимают, а то порвётся. А у волкодлаков, заколдованных Волчьим Пастырем, одежда тоже зачарована, а посему при превращении изменяется в размерах.
- «Наставник дезертиров» Мясоедова — оборотни могут превращаться вместе с одеждой. Только она для этого должна быть сделана из собственной шкуры.
- «Досье Дрездена» — Альфы и Терра Уэст вынуждены скидывать одежду перед тем, как превращаться, не случайно они одеваются в спортивные костюмы. Да и луп-гару рвут одежду во время превращения.
- А вот гексенвольфы превращаются вместе с одеждой, так как используют очень неприятные артефакты чёрной магии для перевоплощения.
- В серии «Сумерки» автор попыталась подвести обоснуй под подобную ситуацию. Оборотни там предпочитают щеголять в одних штанах без майки (а как еще показать точеный пресс?), да и со штанами всё тоже не так просто — при превращении в волка они спадают с ног и самозавязываются в мешок, привязанный к задней лапе.
- «Ведьмак» Сапковского — метаморфы просто придают коже вид одежды.
- В романе «Шмяк» Терри Пратчетта оборотень-сержант Ангва и вампирша-стражница Салли даже объявили перемирие ради того, чтоб отыскать одежду. Плюс подсветка:
- — А я думала, вампиры превращаются обратно вместе с одеждой, — с упрёком произнесла Ангва. — Вот Отто Шрик это умеет.
- — А женщины нет. Никто не знает почему. Наверное, это из той же серии, что и кружевные ночнушки и всё такое. Опять-таки, здесь вервольфам повезло больше. Когда разделяешься на сто пятьдесят летучих мышей, трудно помнить, что две из них должны нести трусики…
- Вышеупомянутый Отто Шрик, рассыпаясь в прах от яркого света и будучи аккуратно сметён в совочек, восстанавливается прямо с одеждой. Но если туда примешаются частички ковра, одежда приобретёт характерный узор.
- Ольга Громыко, «Верные враги»: Шелена раздевается перед превращением в волка и одевается после обратного превращения.
- Её же «Год крысы»: обращаясь в крысу, Альк теряет одежду и возвращается в человеческий облик полностью обнажённым.
- Не стоит забывать и вампиров из цикла про Вольху. Они перед превращением в волков тоже раздеваются (в одном случае когда убили Аррактура она вообще сгорела).
- Дозоры Лукьяненко — частично. Маги-перевёртыши превращаются вместе с одеждой (в том числе Ольга, в виде наказания превращённая в чучело совы). А вот вампиры и оборотни перед превращением одежду снимают.
- А вот в экранизации ради фансервиса Ольга, превратившись обратно, оказалась голой, но облепленной перьями, особенно в самых интересных местах.
- Учитывая насколько жуткой вышла сцена превращения фансервис получился несколько странный.
- Сверхдревняя вампирша Лилит при трансформации из нетопыря часть биомассы тратит на имитацию одежды.
- А вот в экранизации ради фансервиса Ольга, превратившись обратно, оказалась голой, но облепленной перьями, особенно в самых интересных местах.
- Сварог, превращённый врагами в собаку («Чертова Мельница»), когда колдовство ослабло, ночью снова становился человеком. Голым. Но это не беда: по сеттингу он легко наколдовал одежду.
- Толковые маги-метаморфы в книгах Рудазова могут использовать одежду как дополнительный источник биомассы и потом воссоздавать её заново.
- Star Wars, «легендарные» комиксы о совместных приключениях наемников Джанго Фетта и Зэм Уэселл. Последняя, будучи метаморфом, изменяет только тело, из-за чего смена образа требует еще и переодевания в другую одежду. Изменение внешнего вида и связанные с этим проблемы подсвечены шутливо-издевательским диалогом.
- Лейбер, «Мечи Ланкмара». При уменьшении в размерах персонаж оставляет «лишнюю» плоть и одежду в виде лужи биомассы. Сам же остается одетым в соответствии с размером. При обратном увеличении все восстанавливается. Если своей биомассы поблизости нет, то ее можно позаимствовать, дотронувшись до другого существа. То же и с одеждой, (при этом жертва оказывается раздетой (и похудевшей)), и даже с оружием.
- «Открытие себя» Владимира Савченко. Первый клон доктора Кривошеина появляется в машине-матке не только в одежде, но и с пропуском в кармане, но это обосновывается тем, как запечатлела Кривошеина машина-матка. Но когда он после происшествия идёт к следователю Онисимову, специально находит точно такой как у него костюм и вышитую рубаху.
- Конгрегация – один из оборотней перед превращениями раздевается, а в последствии обзаводится нычками с одеждой по всей Германии; минимум один раз, выполняя обязанности гонца, привязал к телу сумку с одеждой. Другой при необходимости превращаться (делал это произвольно, по желанию) не надевал ничего, кроме плаща.
Кино[править]
- Специально, чтобы избежать подобных натяжек (а также по причине маленького бюджета), создатели хаммеровского «Дракулы» с Кристофером Ли отказали графу в способностях к трансформации.
- «Вампиры» Джона Карпентера также ни в кого не превращаются.
- Большинство картин об оборотнях.
- «Терминаторы» второй и третий — робот жидкого металла может делать себе произвольную внешность, в том числе имитировать одежду, поэтому самые серьёзные телесные трансформации преспокойнейше распространяются и на неё тоже.
- «Кровь и шоколад» — зигзаг: в волков оборотни перекидываются вместе с одеждой, а вот обратно в людей — обнаженными. Куда при этом девается одежда — непонятно. Фансервисная сцена с голой Агнес Брукнер в позе эмбриона прилагается.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- «Волчица и пряности» — прежде чем принять свой истинный облик огромной волчицы, Хоро всегда аккуратно снимает всю одежду и отдаёт на хранение своему спутнику. Потому что первое неаккуратное и внезапное превращение уничтожило костюм, на который пришлось копить целых 10 лет. А это всё-таки произведение, где в главных ролях торговцы, умеющие считать деньги.
Веб-комиксы[править]
- «Eerie Cuties» — мелузина Брук при трансформации в форму… с подсветкой.
Примечания[править]
- ↑ А что, типичный Цимисхий…