Незначительный министр
Троп, характерный, в первую очередь, для детективов. Ради нагнетания драмы и пафоса жертвой преступления (или наоборот, преступником) становится некое высокопоставленное лицо, вращающееся в высших кругах, имеющее обширные связи и занимающееся глобальными вопросами (с прикрученным фитильком — просто представитель важной и влиятельной структуры). И что же — никаких последствий для политической и экономической жизни страны, даже для возглавляемой этим лицом организации! Как будто прикончили не большого босса, а ночного сторожа. Более того, структура, возглавляемая им (зачастую — силовая) ведёт себя пассивно, нисколько не задумываясь о своих репутационных потерях.
Кроме того, нередко авторы забывают, что вооруженная борьба с официальной структурой — дело не слишком благодарное. Предположим, подпольная организация «Свободу попугаям» спланировала и осуществила несколько одновременных терактов против руководства Особой Попугайской Службы: убиты начальник службы, его первый заместитель и глава департамента обучения речи. Подпольщики празднуют победу, конец фильма. А после титров назначаются новые начальник, зам и глава департамента, сильно злые на террористов, устраиваются в командном бункере и начинают ответную серию операций против «Свободы попугаям», причем спецназу дается команда стрелять на поражение сразу.
Примеры[править]
Кино[править]
- Франшиза «Ганнибал» — доктор Лектер убивает заместителя министра юстиции США и главного прокурора Флоренции — без последствий.
- Пилы — убиты агенты ФБР, никаких значимых изменений в работе ФБР нет вообще, хотя убийство агента это переполох огромного масштаба.
Телесериалы[править]
- "Коломбо" - через раз. Среди убийц и их жертв - миллионеры, политики, звезды науки и кино. И никаких последствий и даже журналисты не особо шныряют по округе.
- «Кости» — Макс Кинан, отец доктора Бреннан, убивает заместителя директора ФБР. Сначала Макса не могут поймать все спецслужбы США, потом он добровольно сдаётся Буту, потом его оправдывают по суду, и, в конце концов, он устраивается на работу в Институт Джефферсона!
- «Ментовские войны» — Максим Викторович Герасимов и Павел Игнатьевич Дубровский. Оба генералы МВД в отставке, оба, по очереди, были председателями антикоррупционного комитета Госдумы, оба были убиты. Никакого шума, никаких последствий.
- Министр не министр, но два десятка трупов за три дня, в том числе многодетная семья и отделение милиции ради кражи картины? А что тут такого? Учитывая, что без этого дикого мочилова дело бы свелось к мелкому хулиганству в музее.
- «Мыслить, как преступник» — 11 сезон 10 серия. В середине серии убивают заместителя начальника департамента Управления по борьбе с наркотиками, а затем арестовывают самого начальника управления, который возглавлял ОПГ наркоторговцев. Прямо в рабочем кабинете. И никто даже не шевельнулся.
- «Да, господин Министр!» — игра с тропом. Изначально ГГ получает пост министра административных дел. С одной стороны, вроде как почет, уважение и (нежелательное) пристальное внимание прессы. С другой — большая часть работы это форменное ИБД. Ситуация правится только к концу первого сезона, когда ГГ занимает кресло Премьер-министра.
Реальная жизнь[править]
- Исторически неизбежные процессы типа появления новых форм управления государством и технический прогресс в целом, убили одного, всё равно потом появится «сменщик». И такие «министры» это мы все!
- Вполне реальная ситуация в странах с формой правления британского типа — министр это всего лишь популярный политик, получивший портфель благодаря харизме и членстве в партии-победителе. Реальную работу делает постоянный заместитель/помощник министра — профессиональный бюрократ или профильный администратор, который реально разбирается во всей кухне департамента и дает полезные (а временами и не очень) советы.
- Институт «министра без портфеля». Все, что может — говорить, голосовать в правительстве и выполнять поручения.