Перестройка
Перейти к навигации
Перейти к поиску
У нас теперь, понимаете ли, гласность! Приказано показывать самое отсталое.
По России мчится тройка:
Мишка, Райка, Перестройка!
Водка — десять, мясо — семь,
Мишка о№№№л совсем!
— частушка тех времён
В нашей школе перестройка
Ускоренье набрала:
Обвалилась вся пристройка,
По башке чуть не дала.
— «Пионерская правда» (год примерно 1990)
Перестройка — период истории СССР, начавшийся в 1985 г. с приходом к власти М. С. Горбачёва и окончившийся в 1991 г. распадом Советского Союза, когда наступила новая эпоха. На Западе в это время в расцвете были неоновые восьмидесятые.
Приметы эпохи[править]
- Ослабление идеологического контроля над обществом и цензуры, которое начинает приводить к дезинтеграции и к утрате советскими властями контроля над управлением страной.
- Первые частично свободные выборы в советы и стремительное возвращение в политическую жизнь политической же конкуренции. Правда, во многом этим скорее воспользовались уже действующие властные элиты.
- Смена поколений — во взрослую жизнь вступают молодые люди, родившиеся в эпоху брежневского «застоя», не заставшие в силу возраста последствий Великой Отечественной войны и разрухи. Если людям, пережившим военный ад, голод 1946 года и тяжелейшее восстановление СССР, было вполне достаточно того, что они сыты, живут в квартирах и над головой не рвутся снаряды, то молодежь восьмидесятых уже воспринимала все это как само собой разумеющееся, и требовала уже намного бОльшего. Вдобавок коммунизм так и не наступил, так что в обществе закономерно нарастало разочарование в официальной идеологии. Наиболее сильным оно было все у той же молодежи. Формируется запрос на идеологии, альтернативные советской, и на образ жизни, отличающийся от привычного.
- Как следствие — сексуальная революция, начавшаяся в конце 1960-х — начале 1970-х на Западе, к концу 1980-х докатывается и до СССР.
- Властителями дум становятся журналисты. Толстые литературные журналы «Дружба народов» (Сергей Баруздин), «Знамя» (Григорий Бакланов), «Октябрь» (Анатолий Ананьев), «Юность» (Андрей Дементьев), еженедельная «Литературная газета» (Ю. П. Воронов, Ф. М. Бурлацкий) и особенно тонкий глянцевый еженедельник «Огонёк» (Виталий Коротич) яростно выступают за перестройку и обличают недостатки советского строя, особенно сталинские безобразия, «Новый мир» (Сергей Залыгин) и «Литературная учёба» (Владимир Малютин) придерживаются консервативных позиций, «Наш современник» (Сергей Викулов, Станислав Куняев), «Молодая гвардия» (Анатолий Иванов, который «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов») и в меньшей степени «Москва» (Михаил Алексеев, Владимир Крупин) защищают русский народ и клеймят масонов и сионистов.
- Постепенное начало упадка прежней социалистической системы, которое к концу десятилетия становится стремительным. В 1988—1989 годах СССР отказывается от вмешательства в дела стран Варшавского договора, и в них — одной за другой — начинают приходить к власти антикоммунистические силы. К 1990 все союзные СССР режимы в странах Восточной Европы прекращают существование. В это же время одна за другой начинают провозглашать суверенитет отдельные республики самого СССР, хотя при этом еще остаются номинально в составе Союза. Первыми были эстонцы (1988).
- Вывод советских войск из Афганистана в 1989 г., при этом война в этой стране продолжается.
- Нарастание экономического кризиса — дефицит, очереди, исчезновение товаров из магазинов.
- И в то же время — впервые со времён НЭПа разрешается частное предпринимательство в форме кооперативов, которое по задумке создателей должно было привести к росту экономики, ликвидации дефицита и улучшению благосостояния граждан.
- Кто это писал? Кооперация была разрешена со времен царя Гороха, просто в конце 1980-х годов производственные кооперативы стали основной организационно-правовой формой легализованной предпринимательской деятельности в СССР.
- Но в итоге всё получилось наоборот — новосозданные кооперативы стали заниматься в основном различными спекуляциями и отмыванием денег, что привело к небывалому росту преступности.
- Знаменитая «антиалкогольная кампания».
- Межнациональные конфликты — Нагорный Карабах, Приднестровье, Средняя Азия… Начало оттока русского населения из нацреспублик и массой миграции приезжих в области Центральной России, как следствие конфликтов и войн — значительное изменение этнического состава территории бывшего СССР.
- Августовский путч 1991 г. По своей значимости для истории России эти три дня сравнимы разве что с Октябрьской революцией. Попытка части консервативных руководителей отстранить от власти Горбачёва натолкнулась на активное сопротивление сторонников перемен во главе с уже президентом РСФСР Борисом Ельциным. Сами путчисты оказались не слишком решительными для того, чтобы стать полноценной хунтой, и после единственного столкновения с тремя погибшими[1] путчисты вывели войска из Москвы и были арестованы.
Забил снаряд я в тушку Пуго...
— Эпиграмма по горячим следам.
- Юридическое прекращение существования СССР 8-26 декабря 1991 г. Поражение путча нанесло Союзу Советских смертельный удар, после него провозглашения независимости республик посыпались градом. 8 декабря в Беловежской пуще о разрыве союзного договора объявили республики-учредители — Россия, Украина и Беларусь, 25 декабря ушёл в отставку президент СССР Горбачёв, на следующий день последняя сессия Верховного совета СССР де-юре подтвердила роспуск Союза. Впрочем, атмосфера, некоторые реалии перестроечного СССР и характерные приметы эпохи продолжают сохраняться в бывших союзных республиках где-то до середины 1990-х г.
Культура[править]
- Перестроечное кино. Странное явление, когда снимают ещё по-советски (с хорошими актёрами, на приличных студиях, хоть и почти без денег), но уже с демонстративным отрицанием табу — насилие, секс, чернуха, политика. Модно национальное самобичевание (показывать страну как упадочный Мордор) или хотя бы национальная самоирония (показывать самих себя душевными пьяными медведями).
- А есть мнение, что внезапно оказалось: без недремлющего ока цензуры и минкульта СССР режиссеры снимать нихуя не умеют.
- Расцвет русского рока. В первую очередь — модного тогда и на Западе пост-панка («Кино», «Наутилус Помпилиус», ранняя «Алиса») и хард-рока с хэви-металом (в диапазоне от тогдашних «ДДТ» до «Арии» и «Коррозии металла»), но и более ранние «Машина времени» и «Аквариум» становятся звёздами национального масштаба. Петь о политике постепенно разрешают.
- А вот андеграундные стили были редкостью. Всевозможные европейские Bathory и Mayhem-ы проникнут к нам уже в девяностых, и тогда же зародится отечественная блэк- и дэт-метал сцена.
- Советская эстрадная музыка постепенно начинается коммерциализироваться в привычную нам попсу.
- Появление неподконтрольных властям СМИ. На государственном (пока ещё) ТВ теперь тоже возможна открытая дискуссия. На любые темы (даже Ленин — гриб). Телемосты с США. Сложно назвать переломный момент, когда управляемая «гласность» стала полноценной свободой слова и печати, но многие историки считают, что ближе всего к этому был резонанс вокруг аварии на Чернобыльской АЭС.
- Массовое распространение прежде запрещённых в СССР литературных произведений.
- Открытое и теперь уже неограниченное проникновение западной (прежде всего американской) массовой культуры в СССР — эпоха видеосалонов, джинсов, жвачки, интерес к западному образу жизни, наивные представления о Западе.
- В стране начинается эпоха VHS. С выходом в 1984 году первого советского кассетного видака «Электроника ВМ-12» видеомагнитофоны постепенно перестают быть невероятной роскошью и экзотикой (оставаясь тем не менее, одним из символов статуса вплоть до распада СССР), к концу 1980-х начинают завозиться и импортные аппараты. Формат VHS постепенно приходит в жизнь людей, пока что в основном в виде видеосалонов (сначала официальных, а потом не очень). Тем не менее, по настоящему видеокассеты стали массовыми уже в следующую эпоху, и именно с ней чаще ассоциируются.
- Расцвет молодёжных субкультур же! Кстати, именно в этот период в русском языке появляется слово «неформал», которым называли всяких панков, металлистов, рокеров[2], хиппи и прочих в противопоставление «формальным» пионерам и комсомольцам. Явление нашло отражение в тогдашнем кинематографе («Авария — дочь мента», «Меня зовут Арлекино» и др.). После распада СССР в 1990-е годы популярность молодёжных субкультур спала и вновь зацвела буйным цветом в 2007—2008 гг.
- В литературе, кино и мультипликации постепенно складывается особый стиль, похожий на китч восьмидесятых, но окончательно сложившийся несколько позже, а ассоциируется он уже с совсем другой эпохой.
- Церковь начинает потихоньку возвращать отнятое ещё большевиками влияние. Конкуренцию ей составляют расплодившиеся тоталитарные секты и прочие Кашпировские с Чумаками. Мифологическое сознание, вера в любую мистику и одновременно неверие ни во что — одна из самых ярких примет эпохи.
- Антикоммунистические идеологии выходят из тени, впервые открыто подают голос Смердяковы. Некоммунистического типа горе-патриоты тоже.
- С другой стороны, некоторые деятели осторожничают, опасаясь, что «почти всё можно» через год-два превратится в «многое нельзя». Многие из тенденций 1980-х достигли своего апогея только в следующем десятилетии.
Товарищ, верь: пройдёт она,
Так называемая гласность,
И вот тогда Госбезопасность
Запишет наши имена!
— Одно из подобных опасений
- Перестройка удачно совпала с появлением и распространением в стране (на несколько лет позже США и Японии и на 3-4 года позже Европы) домашних и персональных компьютеров, а вместе с ними — и соответствующего софта (пока в небольшом количестве). К началу 90-х многие общественные учреждения уже оснащены компьютерами, тогда же начинает завозиться импортная оргтехника, а определённый процент населения уже имеет домашние компы — Электроника БК 0010/11, Вектор 06Ц, Львов ПК-01, Микроша, ПК8000 и многие другие впервые знакомят советских людей с программированием и компьютерными играми. Причём некоторые модели были настоящими шедеврами (как упомянутый Вектор 06Ц, да и первый 16-битный домашний компьютер Электроника БК тоже), но увы, возможности даже самых простых моделей не всегда использовались полностью. Вслед за советскими моделями начинают распространятся отечественные клоны английского ZX Spectrum и IBM PC, которые изготовлялись заводами и кооперативами по всему Союзу в разных количествах. Пик распространения этих компов — 1989—1994 годы, к середине 90-х производство всех моделей постепенно прекращают, и их вытесняют импортные ПК.
- Незадолго до этого периода родился такой культурный феномен, как Тетрис, облетевший впоследствии весь мир, и нашу страну тоже.
Где встречается[править]
Произведения той эпохи[править]
- «Невозвращенец» Александра Кабакова — мрачная антиутопия о развале СССР и гражданской войне на его обломках в 1992 году. Получилось темнее и острее, чем в реальности.
- Жанр Перестроечное кино. Наиболее значимые:
- Множество песен классиков русского рока.
- Раз на раз не приходится (1987).
Поздние произведения[править]
- «Внутри Лапенко» — с небольшими вкраплениями начала девяностых и застоя. Скорее пародия на саму эстетику, нежели что-то конкретное.
- «Восьмидесятые».
- Встречается в произведениях российских разработчиков видеоигр «Kremlingames»:
- «Кризис в Кремле» — игра начинается весной 1985 года, перед самим апрельским съездом, вследствие чего можно как начать и провести (или провалить на полпути, следуя историческому сценарию) Перестройку, так и не проводить её вообще.
- «Ostalgie: The Berlin Wall» — тут Перестройка является уже начавшимся явлением, а игроку придётся либо бороться с реформистскими проявлениями и приложить все усилия для сохранения соцлагеря, либо примкнуть к победившей стороне.
- China: Mao's Legacy — зигзаг: хоть игра и кончается первого января 1985-го, у игрока есть возможность повлиять на фракционную борьбу в КПСС своими спецслужбами с целью избежания начала сабжа и приведения самого прокитайского кандидата в генсеки.
Примечания[править]
- ↑ Грустная ирония в том, что виновные танки уже отступали из города.
- ↑ Субкультура рокеров возникла в 1950е годы, и противостояла субкультуре модов, тоже ездивших на байках, но одетых иначе en:Mods and rockers. До СССР моды так и не добрались, а рокеры добрались с опозданием на тридцать лет. В 1980-е годы СССР словом «рокер» называли не фаната тяжёлой музыки, а любителя быстрой езды на мотоцикле и лишь спустя время позаимствовалось привычное нам слово «байкер». К слову, в бывшей социалистической Болгарии байкеров до сих пор называют «рокери».