Мусульмане плохие

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вкратце

Всё плохое, что люди знают и думают о мусульманах. Всё хорошее — здесь и вот тут.

— Испортил аппетит, грязный гяур, — ворчал Аслан. — Ненавижу Россию! Закидать бы ее атомными бомбами!!!
— А где деньги будем зарабатывать? — резонно заметил Абдула. — Что кушать станем? Нет, брат, Россия нам нужна, как дойная корова!
— Илья Деревянко, «Выкуп»

Данный троп зародился на заре Средневековья, едва не помер в ХХ веке и с новой силой заиграл после арабо-израильского конфликта, достигнув максимальной популярности после 9/11.

Молодые исламские государства были серьезной угрозой на исходе Темных веков, когда под ними была вся Испания, а если бы не Карл Мартелл, то и Франция. Потом христианский мир перешел в наступление: Реконкиста и Крестовые походы. Потом фортуна опять переменилась: крестоносные королевства накрылись, Византия постепенно перешла к туркам вся, а вскоре и Балканы с Грецией оказались под их властью. Потом установился статус кво: вялотекущее противостояние, периодически взрывающееся боевыми действиями. В XIX в. христианский мир снова перешел в решительное наступление. И хотя войны из религиозных стали колониальными либо национально-освободительными, образ «плохого мусульманина» по-прежнему пользовался спросом. Но в Первой Мировой, хотя Турция и оставалась одним из ключевых противников, англичане поддержали арабов, которые хотели построить шариатское государство под руководством эмира Мекки. Так что образ «плохого мусульманина» пришлось пока задвинуть в самый пыльный угол. Пожалуй, дольше всего его эксплуатировали в СССР: шла борьба с остатками басмачей, в Средней Азии утверждалась молодая советская власть — и главными врагами ее выступали нехорошие баи, угнетающие дехкан, да муллы-мракобесы, норовящие завернуть комсомолок в паранджу.

Но ближе к концу ХХ века образ плохого мусульманина достали с чердака и стряхнули пыль: в идеологическом противостоянии «холодной войны» многие исламские государства гласно или негласно поддерживали СССР. С другой стороны, против СССР боролись афганские моджахеды. А когда СССР ушел с политической арены, исламские фундаменталисты решили разрушить ещё одну сверхдержаву и заняли почетные места в первых рядах голливудских злодеев. Да и в России, как и на всём постсоветском пространстве, события их территориях б. СССР (Чечня, Таджикистан) популярности мусульманам не прибавили…

В целом типовой образ плохого мусульманина таков:

  • Жестокость. Плохой мусульманин не щадит ни своих, ни чужих: неверных щадить сам Аллах не велит, а правоверные все равно попадут в рай, не нужно слишком заботиться об их бренных телах.
  • Коварство. Коран запрещает лгать только своим, из чего многие делают вывод, что неверным лгать можно. Но иногда можно и своим.
    • Впрочем, поскольку они все же являются людьми, то иногда даже радикалы не прочь выпить водки и закусить свининой. Главное — не давать этого делать другим, так что в этом списке должно быть ещё и лицемерие.
    • В исламе существуют две специальные доктрины: Китман и ат-Такия.
  • Мракобесие. Плохой мусульманин знать ничего не хочет о том, как далеко продвинулась наука со времен Пророка. Единственное исключение — он готов смириться с прогрессом в оружейном деле.
  • Агрессивная патриархальность, насилие над женщинами и отношение к ним, как к унтерменшам.
  • Поголовный милитаризм. Оружие достают любым путем и учат обращению с ним даже детей.
  • Стадность. Провокаторы делают тролльфейс, когда вооруженная толпа устраивает резню и погромы. Зачем? Все побежали, и я побежал.
  • Нетерпимость к другим религиям и культурам. В лучшем случае заставят платить джизью, что, объективно говоря, является обычным вымогательством, и будут навязывать свои порядки. Проще говоря, запрещать, сжигать и громить.
    • Ирония в том, что по своим временам это было очень мирно и веротерпимо. В Европе иноверцев либо казнили, либо за людей не считали. Правда величина «налога на неверных» была чуть ли не больше, чем все остальные налоги (которые тоже надо платить, да) вместе взятые.
  • Нетерпимость к другим течениям ислама, прежде всего к более умеренным.

При этом пресечение с тропом Достойный противник может вести и к одновременному наличию тропов Ислам — это круто!, Благонамеренный экстремист и Антизлодей.

Среди современных белых националистов (особенно либеральных, а не тру-ультраправых) бытует довольно обоснованное мнение, что араб, перс, пуштун и т. д. может быть хорошим человеком только в том случае, если отречётся от ислама, осудит дикость и варварство своих соплеменников и безоговорочно примет ценности белой западной цивилизации (т. е. или светский гуманизм, или умеренное христианство). Противоположное мнение занимают левые либералы, пытающиеся выставить мусульманских мигрантов несчастными жертвами предрассудков, некоторые из них даже поддерживают исламистов в Палестине, Индии и др. (хотя эти исламисты с высокой вероятностью убили бы на месте их за поддержку ЛГБТ, феминизма и др.). По-видимому, логика здесь у леваков следующая: надо всегда поддерживать более слабую и подвергающуюся дискриминации сторону, вне зависимости от того, насколько права эта сторона и насколько чист её моральный облик. Кроме того, учитывая богатство и могущество некоторых ближневосточных стран, факт их якобы слабости и угнетённости можно поставить под сомнение.

Также есть мнение, высказанное к примеру американским стендап-комиком, атеистом и публичным интеллектуалом Биллом Мейхером, что исламу нужно пройти через свой вариант Просвещения, через которое некогда прошло христианство и гуманизировалось. Ведь во многих мусульманских странах до сих пор законы либо целиком основаны на шариате (Саудовская Аравия, Афганистан), либо представляют помесь шариата с континентальным или прецедентным правом (Иран, Ирак, Ливия, Пакистан и куча других ближневосточных стран). А нормы шариата, составленные 1400 лет назад, весьма жестокие и диковатые по современным меркам.

Пожалуй, самый известный критик ислама из традиционно мусульманской страны — Мустафа Кемаль Ататюрк, первый премьер-министр Турции (тогда Турция была ещё парламентской республикой, а не президентской).

Родственные тропы[править]

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Эпические песни народов, когда-либо находившихся под властью мусульман (южные славяне, испанцы) или долго с ними воевавших (восточные славяне, те же испанцы). Хотя там скорее архетипическая ненависть к чужому и враждебному. Ислам как религию сказители обычно знали весьма слабо и видели в нём что-то вроде гибрида язычества с сатанизмом[1]. Но всё же конкретные анти-исламские мотивы иногда проскакивают.

Мусульмане раньше: интересно, как далеко этот город от Мекки? А давай по приколу изобретём сферическую тригонометрию и посчитаем по углам от лучей Солнца?
Мусульмане сейчас: попросили доказать халяльность российской вакцины от коронавируса

— С Баша

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Елена Чудинова, «Мечеть Парижской Богоматери».
  • К. Медведевич, трилогия «Ястреб Халифа». Мусульмане, правда, фэнтезийные, и называются не мусульманами, а ашшаритами[2], и даже пророком у них был Али, а не Магомет, но при этом почти все списано с реальной истории Арабского халифата. Слово Божие гласит, что автор, описывая массовую резню, пытки, сексуальное насилие над детьми и так далее, смягчает картину.
  • Александр Афанасьев, цикл «Бремя Империи»: одно из главных мест действия в книгах — Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия, где основными противниками (и союзниками тоже) являются именно мусульмане.
    • Но особенно ярко троп выражен в его же дилогии «Зона заражения».
  • Меганезийский цикл Александра Розова. Любая религия — это плохо, но исламу, как самой радикальной, достается больше всех.
    • Не любая, а опирающаяся на догмат "апокалипсис неминуем и только следование приказам религиозного лидера позволит спасти душу".
  • Миррский цикл рассказов Максима Шапиро. Религия и некоторые культурные особенности Мара откровенно указывают на ислам. Надо заметить, что автор отделяет фанатиков от простых верующих, которые просто соблюдают для себя лично некие обряды и ограничения. Самый раскрученный рассказ, «Уважение культурных традиций» — стёб над толерантностью.
  • Михаил Харитонов, «Факап» — Халифат. Были учёные (кое-кто Бондепадхай потом даже в шарашке работал). Было новое течение, махдизм. Первого же 13 марта в Полдень после его смерти его заветы были исполнены.
  • Илья Деревянко. Просто Деревянко (см. эпиграф как пример). Он, правда, скорее не любит чеченцев, но раз уж чеченцы — тоже мусульмане…
  • «Четвёртый тост» А.Бушкова — зигзаг. С одной стороны, действие происходит в Чечне начала 2000 года, а нехороший человек Джинн и вовсе из Пакистана. С другой, среди джинновых помощников полно вполне себе европейцев явно не исламской веры, желающих денег или преследующих собственные политические интересы.
  • Михаил Успенский, «Невинная девушка с мешком золота» — местные басурманы, конечно, такие же мусульмане, как паства Цезаря — христиане, но аллюзия очевидна.
  • Лидия Чарская, «Джаваховское гнездо» — с прикрученным фитильком, в повестях есть и много вполне положительных мусульман, но когда речь касается смены религии, на мусульман явно накидываются образы злодеев.

На других языках[править]

  • «Хроники Нарнии» — жители страны Тархистан (Калормен[3]). Они, правда, не Аллаху молятся, а богу Таш с птичьей головой (в переводе почему-то ставшему богиней[4]), но под троп подходят. Ибо культурная отсылка очень прозрачна, и «На тебе!» более чем очевидно.
  • «Эления» Дэвида Эддингса. Рендорцы, жители южной страны с жарким климатом, не просто злобны, но и карикатурно, до искусственности тупы.
  • «Хроники пропавшего легиона» Гарри Тертлдава — пустынные кочевники йезды, поклоняющиеся местному тёмному богу — Скотосу[5], уничтожили древнее царство Макуран (намёк на завоевание Ирана мусульманами) и теперь угрожают империи Видесс — СФК Византии.
    • Да при чём тут ИГИЛ и езиды? Тёртлдав заимствует реальные географические названия, Йезд — город и провинция в современном Иране, священное для зороастрийцев место, Макуран — провинция в империи Сасанидов.
  • «Locked On» Тома Клэнси — главным антагонистом является глава российской частной космической корпорации «Космос» Георгий Сафронов, сговорившийся с чеченами и пакистанцами в целях захвата Байконура и угрозы нанесения ядерного удара по Москве силами своих ракет «Днепр» и двух пакистанских ядерных бомб. А все потому, что кровавые русские в лице семьи Сафроновых усыновили дагестанского сироту Магомета Сагикова, обозвав Георгием и скрыв от него, что он был дагестанцем, а следовательно — мусульманином.
  • «Война 2020 года» Ральфа Питерса — вся об этом. Мусульмане делятся на: подлых интриганов, плетущих интриги ради самого процесса во вред всем, в том числе себе, бешеных фанатиков, радостно режущих и бомбящих химическим оружием мирное население и готовых кинуться толпой на пулеметы, и просто кровожадных маньяков. Кроме того, неисправимые раздолбаи, способные угробить секретный летающий командный пункт, подложить в привезенный на ремонт танк змею, чтобы она цапнула японского механика, и в любой момент броситься резать кого угодно, включая союзников.
  • «Земной круг» Джо Аберкромби — местные СФК-мусульмане гурки, которые являются чуть ли не единственными религиозными людьми в этом мире, нарушили «Второй закон», согласен которому запрещено есть человечину, чтобы получить сверхспособности. Цимес в том, что Бог в этой вселенной не факт, что вообще есть, а вот демоны вполне реальны — и именно они дают сверхспособности.

Кино[править]

  • Любой голливудский боевик, где противниками выступают какие-нибудь ближневосточные террористы.
  • Любой российский (и некоторые голливудские тоже, хотя там это обычно эпизод), где противниками выступают террористы чеченские (или афганские душманы/талибы, если фильм о войне в Афганистане 1980-х годов или Таджикистане 1990-х).
    • Могут упоминаться боснийские мусульмане или албанцы — в контексте конфликтов в бывшей Югославии.
  • В советских фильмах, особенно истернах, роль мусульман-антагонистов играют басмачи.
  • «Спаситель» (реж. П. Антониевич) — действие началось с того, что родные главного героя погибли от взрыва, устроенного исламскими экстремистами. Герой им мстит…
  • «Дракула» 2014 года — Османская империя забирает в рабство детей и жестоко истязает их, чтобы вырастить себе янычар — идеальные машины для убийства. Подвигом считается сжигать города и сажать всех встречных-поперечных на кол.
  • «Четыре льва» — крайне баттхертогенный фильм о четырёх воинах Аллаха, желающих погибнуть в борьбе с неверными. Погибли (далеко не так красиво, как мечталось, и не вместе). Американцы (спецслужбы), впрочем, показаны ничуть не меньшими придурками и извергами.
  • «Postal» — что мусульмане во главе с Бен Ладеном, что что христианско-ньюэджевая секта, что простые обыватели — все друг дружки сто́ят.
  • «Рыцари Неба» — главгад прямо говорит, что спецслужбы могут «искать бородачей сколько угодно», но реальные заказчики всегда остаются в тени.

Телесериалы[править]

  • Strike Back — в первом сезоне 2/3 эпизодов герой сражается с плохими мусульманами.
  • Homeland — несмотря на некоторое количество хороших мусульман, плохие всё же доминируют.
  • Родина ждёт — зигзаг: шейхов, готовых спонсировать джихад путём терроризма, хорошими назвать никак нельзя. Вот только с организацией, в которую они готовы вливать деньги всё гораздо сложнее. На самом деле, заправляет ею одна отставная сотрудница ЦРУ, а вполне реальные теракты планируются лишь как демонстрация серьёзности намерений с целью прикарманивания денег этих самых шейхов.

Мультфильмы[править]

  • Кормилица (Добытчица) — педаль в пол. Хотя хорошие люди среди мусульман встречаются, в тамошнем обществе царит крайний маразм и поистине драконовские законы. Местом действия является Афганистан во времена Талибана. Это был едва ли не самый радикально-фундаменталистский режим, в других странах правила были более лайтовыми. Хотя западный обыватель в таких тонкостях скорее всего не разбирается.

Музыка[править]

Плохие мусульмане уничтожили древнюю культуру Персии и Месопотамии. Группа канадская, но вокалист и автор текстов — этнический араб и противник ислама.
  • The Dartz — альбом Proxima Parada +. Точно неизвестно, отчего произошел апокалипсис, но некоторые песни намекают, что беда пришла с Ближнего Востока. Классические «Минареты над Парижем» присутствуют.
  • Ария — «Последний закат». Опять же, намёки на то, что ядерный апокалипсис настал из-за одной восточной непримиримой религии: «Восточным эхом долетают голоса — они толкают землю в третье столкновение миров…», «Живое солнце или мертвая луна — цивилизации стоят лицом к лицу у черты, за которой война…».
    • Альбомом ранее «Патриот» продавил педаль сквозь сцену — враги «молятся на восход, режут людей, как скот, и рвутся в рай…».
  • Некоторые группы, играющие black metal, death metal, pagan metal и другие «тёмные» стили. Как правило, конкретно те, что основаны иммигрантами из стран с традиционно мусульманской культурой (Aeternam, Melechesh) или находятся в андеграунде этих самых стран (Al-Namrood, Janaza). У таких ребят традиционная для жанра антихристианская тематика превращается в антиисламскую.
  • Рабфак, «Калашников» (a.k.a. «Иншалла Калашников», что намекает): «Здравствуй, мой брат — Мустафа аль-Джихад! Неверный обидел пророка и рад…»
  • Sabaton — «In the name of God» про подлых террористов.
  • Epica — альбом «The Phantom Agony» был написан под впечатлением от атак 11 сентября. Конечно, в первую очередь, он именно антирелигиозный, но и данный троп тоже присутствует.

Видеоигры[править]

  • Osman аки Cannon Dancer. Хотя террористы здесь веруют не в Аллаха, а в злую богиню Госпожу, но антураж и их одежды как бы намекают, что перед игроком СФК мусульман.
  • C&C Generals — GLA же! В комплекте буйные толпы фанатиков, шахиды на грузовиках и пешие, плюс распыление пресловутой сибирской язвы. Короче, типичные страшилки об исламских радикальных террористах начала 21 века, ВНЕЗАПНО ставшие правдой (привет пресловутой организации, запрещённой в России!).
    • По сюжету второй части GLA должна была стать эдаким глобальным «террористическим интернационалом», и ближневосточных террористов предполагалось разбавить немусульманскими персонажами из Восточной Европы и Латинской Америки, а может быть, и из других регионов. Но игра так и не вышла.
  • Torch Light — среди противников есть древняя раса агрессивных автоматонов, похожих на карикатурных арабов. Они ещё и наркоманы… то есть амбероманы.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battle — местные СФК мусульман Аравия. Впрочем, по меркам этого мира, они не такие уж и плохие — они всего лишь просто сволочи.

Примечания[править]

  1. Например, в западноевропейском эпосе мусульмане молятся Мухаммеду, Люциферу и Аполлону, в древнерусском «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай призывает опять-таки Мухаммеда, а также Перуна, Хорса и каких-то Ираклия с Салаватом, в эпосе армян о Санасаре и Багдасаре арабский калиф приносит человеческие жертвы каким-то идолам (справедливости ради, армянский эпос куда древнее, чем может показаться — и в изначальном варианте в нем речь шла не о халифе, а об ассирийском лугале Синнахерибе, при котором человеческие жертвы были в порядке вещей!).
  2. Ашариты (с одной «ш») — это волне реальное название представителей одной из основных версий суннизма.
  3. Если адаптировать оригинальную игру слов, получится что-то в духе «Чуркистан»
  4. Толи чтобы не отсылать в русском тексте к тому деятелю мужского пола, к которому отсылает Льюис. Толи переводчики решили, что в этой вселенной сверхъестественное зло всегда имеет женское лицо. Вспомнить тех же Белую и Зелёную колдуний.
  5. Отсылка к реальной секте езидов, которых ИГИЛ (запрещённая в РФ организация) считает «дьяволопоклонниками» и физически уничтожает, вырезая всех мужчин и продавая в рабство женщин.
Религиозные штампы
ОсновыМонотеизмОммёдоПолитеизм (Верховный богДофига богов) • Синкретический культШаманизмЯзычество против авраамизма (Неоязычество)
Нерелигиозность: АгностицизмАтеист-диссидент (Воинствующий атеист/Атеисты верят в мистику) • Глупый атеист (в масонстве) • Плоскоземельный атеистДеизмПантеизмРелигия без веры в бога (Церковь атеизма) • Антиклерикализм
МненияБоги — сволочиВера делает вас идиотамиДуховность — это хорошоИнквизиция — это смешноМир — игрушка боговНаука — хорошо, а религия — плохоРелигия — это смешно

Заблуждения: Анимешное христианство vs Псевдовосточная философияВсе верующие — фундаменталисты vs Все атеисты — аморальныХристианство — это католичество
Религиозная крутизна: Буддизм — это круто!Католичество — это круто!Православие — это крутоПротестантизм — это круто!Даосизм — это круто!Ислам — это круто!Иудаизм — это круто!Язычество — это круто! vs Атеизм — это круто!Благородный дьявол
Религиозная мудрость: Буддисты — мудрые!Духоносный старецИндуисты — мудрые!Иудеи таки даМусульмане и прочие верующие Востока — тоже

Религия — это плохо: Буддисты плохиеМусульмане плохиеКатолики плохиеПравославные плохиеПротестанты плохиеЯзычники плохиеА иудеи нет, что ли?Религия Смерти vs Атеисты плохие
Амплуа и
архетипы
См. соответствующий шаблон. Читайте также про высшие силы.
ЯвленияСм. соответствующий шаблон.
Тот светПреддверие того светаЗагробная канцелярия/Загробный судРай (Воинский райРай — это скучно) • ЧистилищеЛимбАдДофига загробных мировНирванаХаосШеол
СФКС авраамических религий: Могучий лев ЯхвеНезримый орёл АллахХрустальный дракон Иисус

С дхармических религий: Йоги и нагиПросветлённый мешок риса

С языческих религий: Громовой молот и мировое древоЛюдоеды во имя солнцаУнифицированное язычество
Вымышленные
религии
БоконизмПастафарианство
Справочные
материалы
Религии: БуддизмЗороастризмИндо-персидская мифологияИсламИудаизм • Христианство: КатолицизмПравославие (Древние Церкви ВостокаСтарообрядчество) • ПротестантизмРусское сектантство
Навигация