Знают именно за это/Отечественная музыка

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «Знают именно за это». Навигационные шаблоны и категории здесь не нужны.

Советский период[править]

  • Все знают из советской песни: «Что-то с памятью моей стало: всё, что было не со мной, помню». Да еще иногда вспоминают выражение «За себя и за того парня» — и понимают как обязанность выполнять чужую работу. А кто при этом вспомнит, что песня-то — о Великой Отечественной войне, и «все, что было не со мной, помню» — это не «ничего не помню», а как раз обратное: память, «эхо прошедшей войны», пусть даже не коснувшейся лично. А «за себя и за того парня» жить приходится на свете тем, кто в живых остался.
  • Песня «Крейсер „Аврора“» слова М. Л. Матусовского, музыка В. Я. Шаинского. На определенном этапе песня была неофициальным гимном Ленинграда и для кого-то им и остается. Помнят, что песня из мультика, который так и норовят назвать не «Аврора» (официальное название), а «Крейсер „Аврора“». Но о чем мультик и кто главные герои — не все могут внятно объяснить.
    • Мальчик-октябренок и грустный матрос с гармошкой.
  • Эдуард Хиль — «а, это тот, который пел „трололо“» — скажет очередной завсегдатай Всемирной Паутины. Даже далеко не каждый знает, что его песня называется «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», как и про то, что у него очень много других, не менее выдающихся песен («На безымянной высоте», «С чего начинается Родина», но и легкомысленных хватало — знаменитые «Зима», «Шли солдаты»).
  • Муслим Магомаев — главный баритон советской эстрады. Как, он еще и в опере пел?!
  • Пианист-виртуоз Левон Оганезов известен в основном своим участием в юмористической телепередаче «Белый попугай».
  • «Машина времени» — это Андрей Макаревич, а Макаревич — это «Машина времени». Штамп очень прочный, но не совсем верный. К счастью, в группе всегда играли талантливые и мощные музыканты, каждый из которых оставил свой след. Хотя, конечно, «Марионетки», «Разговор в поезде» (в народе «Вагонные споры»), «Свеча», «Всё очень просто», «Мир прогнётся под нас» — это Макар. А сольные альбомы Макаревича на «Машину» не похожи. Вообще похожи не на рок, а на Грушинский фестиваль.
    • «Марионетки» ремиксовались минимум три раза. Там, где много слайд-гитары — Макар, а вот где известный клавишный проигрыш — уже стопроцентный Кут-тиков!
    • Пётр Подгородецкий — толстяк в коротких штанишках, картаво с очаровательным грассированием певший юморные песни «Ах, что за луна», «Когда я был большим», «Старая песня о главном». Был уволен за пьянство, что любители группы восприняли почти как анекдот. Вот вам и «Возьмём по двести».
    • Евгений Маргулис теперь известен уже не участием в «Воскресении», «Араксе» и даже не в «Машине времени». Вообще не как музыкант, а как ведущий телепередачи «Квартирник у Маргулиса». Некоторых зрителей искренне удивляет, что телеведущий иногда подыгрывает гостям на гитаре и на басу. А ведь именно меланхолик Маргулис написал «Шанхай-блюз», «В круге чистой воды», «Мой друг лучше всех…», «Пусть она станет небом» и обалденную «Не плачь обо мне».
    • А самые мелодичные вещи «Машины» — «Поворот», «Скачки», «За тех, кто в море», «Музыка под снегом» и др. — это Александр Кутиков. Кутиков известен своим «ревущим» вокалом, экспрессивностью музыки, а ещё это самый известный в России поющий басист. А вот то, что у него есть ещё и сольники на уровне лучших альбомов «Машины», увы, малоизвестно.
    • Андрей Державин — это попса и «Не плачь, Алиса». Многие смотрели с недоумением на Макаревича, заменившего Подгородецкого Державиным. Однако новенький оказался техничным клавишником и автором несомненного хита, вполне в стиле «Машины» — «Эти реки никуда не текут». Те, кто это слышал, смотрят с недоумением уже на «Алису». (Но у Пети всё равно фанатов больше).
  • Константин Никольский известен песнями с эстетскими и пафосными текстами. Его песня — это музыка и Стихи. И в Стихах тоже многое с Большой буквы. Поэты ходят под Небом, в котором поют Птицы, а Музыканты дружат с Художниками. В жизни же Никольский не лишён самоиронии, на концертах нередко говорил, что между собой музыканты называют песни иначе: «Песня про пиджак» («Музыкант», в народе «Повесил свой сюртук…») или «Песня про стакан» («Когда поймёшь умом»). В народе на слуху с десяток песен, самая известная — «Песня про пиджак». Редкий пример, когда то, за что знают, почти совпадает с реальностью. Песен у него всего около сорока и все с запредельно мощной лирикой. Ему часто приписывают фразу (от которой он сам открещивается): «Новые песни пишут те, у кого старые плохие».
    • Однако Константин Никольский и «Воскресение» — это не одно и то же, как часто считают. «Отцов-основателей» «Воскресения» Алексея Романова и Евгения Маргулиса знают только любители творчества. Сергея Кавагоэ — вообще только фанаты. Никольский пробыл в составе «Воскресения» два года, и совместных песен у Никольского с остальными нет. При этом на концертах «Воскресения» обычно из зала до сих пор требуют «Музыканта» Никольского, а на концертах Никольского — «Кто виноват» Романова. Здесь всё иначе, «Воскресение» знают только как группу Никольского.

Перестройка[править]

  • «Гражданская оборона» и Егор Летов персонально: «А-а-а, всё идёт по пла-а-ану!» (Да ладно! А как же «О-о-о, моя оборо-о-на!»?). Хотя есть ещё «Ходит дурачок по лесу». И, ВНЕЗАПНО, ушедшая в народ «Мы уйдём из зоопарка».
    • И много-много мата.
    • Музыкальный издатель Евгений Колесов (который перебрался в Москву) и вокалист группы «Пищевые отходы» Фёдор Фомин (которого… побили) памятны народу как персонажи стихотворения «Ночь». А музыкант Селиванов (группа «Промышленная архитектура») удавился шарфом.
    • Отношения с Янкой Дягилевой до сих пор не дают покоя фанаткам и фанатам.
  • У «Сектора Газа» в песнях один мат. На самом деле, большая часть их песен вообще без нецензурщины, чаще встречается лёгкая брань. Особой похабщины также мало, есть даже настоящая романтическая лирика. «Ленинград» и «Красная плесень» дадут покойному Клинских сто очков форы.
  • Сергей «Паук» Троицкий поёт дикие песни на ультраправую тематику, например. Как правило, стереотип пропадает после прослушки старых песен, в которых упор делается в основном на хоррор-тематику, а отсутствие знаменитых паучьих междометий в песнях — так вообще разрыв шаблона.
  • Юрий Шевчук поёт про осень. Он много про что поёт, но знают его именно за осень. Как минимум, за «Что такое осень» и «В последнюю осень». А в XXI веке вся страна слушала ещё и «Осеннюю». Но поклонники-то в курсе, что таких песен у Юрий-Юлианыча вовсе не три, а куда больше (бардовская «Осень, мёртвые дожди», например). Существует шуточное двустишие: «— Дядя Шевчук, спой нам песню про осень! / — Вам какую, ребят? У меня их штук восемь».
  • Цой пел «Группу Крови», «Перемен!» и «Звезду по имени Солнце», а потом подавился мацой разбился в автокатастрофе. Мало кто из «типичных поклонников» слушал его ранние песни, вышедшие до альбома «45», а то и сам альбом (как и следующий за ним «46» «Начальник Камчатки»). Многие вообще считают его известным только из-за трагической смерти.
    • Последний стереотип вообще очень популярен в околомузыкальных средах, когда по мнению фанатов, исполнитель прославился не какими-либо индивидуальными объективными данными (манера игры, мастерство и т. п.), а неудачной кончиной.
      • Тонко и точно подсвечено в песне Шахрина (ЧайФ) «Поплачь о нём»: «Сегодня умрёшь — завтра скажут „Поэт“»
    • Впрочем, Цой жив, что ещё в прошлом десятилетии можно было прочесть на заборах.
  • Наутилус Помпилиус. Бутусов поёт суровые песни на слова Кормильцева. Теперь докоплектована Каспаряном из Кино и существует в виде странной группы Ю-Питер, которая исполняет всё и вместе: и старые песни Нау, и Кино, и новый материал.
    • А как называлась группа, в которой Бутусов спел упоротую песню Гибралтар-Лабрадор? «Террариум». Это был коллективный проект, организованный Гребенщиковым: куча заслуженных исполнителей положили на музыку невообразимо абсурдные стихи Анатолия «Джорджа» Гуницкого, бывшего барабанщика Аквариума.
  • «Агата Кристи»: два брата, из которых один поёт, а другой пишет все песни. Вообще-то, поют оба, а писали вовсе трое (был ещё замечательный и очень напрасно покойный клавишник Александр Козлов). И, конечно, прославились за счёт того, что пели про декаданс, наркоту и тёмную сторону бытия (очень несправедливо, ведь в плане музыки группа изначально была очень сильна, первый приз французского фестиваля молодых групп просто так не дают).
    • До середины 1990-х было известно, что на концертах Вадим всегда стоит, а Глеб всегда сидит. Так повелось с первого концерта, на котором шестнадцатилетний Глеб так разбежался, что споткнулся об провод и грохнулся на сцену, чудом не раскурочив дефицитную бас-гитару. После тура по поводу «Опиума» группа купила запасных гитар и Глеб навсегда встал со стула.
  • «Калинов мост» известен псевдодревнерусскими текстами. Вернее, текстами, состоящими из красивых фраз, содержащих много устаревших слов — и новосочинённых слов, производящих ещё более устаревшее впечатление. Фразы в подавляющем большинстве случаев или совсем между собой не связаны, или связаны слабо (как Ревякин вообще это всё запоминает?) поэтому песня передаёт не смысл, а фэнтезийно-древнеславянский антураж. В сольниках Дмитрия Ревякина текст состоит уже не из фраз, а из антикварных слов, не складывающихся даже в осмысленные фразы.
  • «Пикник» известен характерным вокалом фронтмена Эдмунда Шклярского, мистичностью и мрачностью текстов, и, увы, большим количеством смертей в довольно молодом возрасте среди участников группы (трое басистов и клавишник).
  • Борис Гребенщиков — Бодхисаттва русского рока. Ум, честь и совесть эпической зауми, просветления и иносказания, заслуженный йог и Рабиндранат Тагор нашего времени. БГ это «Аквариум», а «Аквариум» это БГ — любой сольник Гребенщикова от альбома «Аквариума» отличается только надписью на обложке, музыкально же неотличим. БГ известен уникальным вокалом и любовью к акустике и этнике в аранжировках. Самая известная песня — не его. Самые известные его песни — «Старик Козлодоев», «Полковник Васин», «Никита Рязанский», «Человек из Кемерово», «Великий Дворник», «Сарданапал», «Козлы» и другие выдающиеся жители «Города Золотого». А также, внезапно, «Стаканы».
  • «Крематорий» — группа с оптимистичным названием и столь же оптимистичными текстами, типа «Мы живём, чтобы завтра сдохнуть» или «Мне уже за 30 лет, ещё лет 30 и п--ц». Самым известным песням уже почти по 30 лет: «Мусорный ветер», «Клубника со льдом», «Маленькая девочка со взглядом волчицы». «А можем дать и по лицу за родную Катманду».
  • «Алиса» и «Ария» — вечные соперники. Музыка у обеих групп — от добротного коммерческого хард-рока до хеви-метала, тексты наполнены идейностью и пафосом. Только у «Арии» пафос языческо-богоборческий, а у «Алисы» — славянофильско-христианский, что практически гарантирует непересекаемость фэндомов и их соперничество, граничащее с открытой враждебностью. А ещё Кинчев это «Алиса», а Кипелов — больше не «Ария». Таков штамп, в реальности же тематика песен у обеих групп значительно шире, и есть масса людей, ценящих обе группы наравне. Что не исключает и наличие фанатов с обеих сторон, правда, их эпические битвы остались в прошлом веке.
  • ЧайФ (начинавшие в одном рок-клубе с Наутилиусом и Агатой Кристи) неосторожно записали регги-хит про трагическое поражение сборной Ямайки со счётом 5:0.

90-е и 2000-е[править]

  • «Любэ» — играют «мужской» рок, с текстами для военных и про военных. Причем сам лидер, от армии откосил.
    • А его — это любимая группа Самого.
  • Михаил Круг: сам уголовником не был, сочинил много любовной и чуток гражданской лирики, но все знают его «Владимирский централ» и «Золотые купола» (из песни «Кольщик»). И нередко можно услышать, что он сидел в тюрьме.
  • Таня Буланова наплакала новый альбом. Она же всегда плачет в песнях. Штамп существует где-то с 1991-94 годов, когда она выстрелила целым рядом слезливых хитов: «Не плачь!», «Как жаль», «Синее море», «Только ты», «Плачу», «Карта». Но попробуйте спросить кого-либо, в каких именно песнях Буланова плачет. Скорее всего, ответа не последует, поскольку ассоциируется она теперь уже с более поздними песнями, куда более задорными.
    • Что интересно, самой любимой в народе песней Булановой стала «Скажи мне правду, атаман». Но, заказывая её в караоке, люди никогда не называют исполнителя. Поскольку не помнят.
  • Николай Трубач ассоциируется только с «Голубой луной», которую имел неосторожность исполнить вместе с Борисом Моисеевым. Как вы думаете, что до сих пор думают о Трубаче?
  • Линда — вроде как попса, но предельно СПГС-тексстами. А еще у неё крайне мрачный имидж девушки-неформалки. А её клипы были стилизованы под аниме.
  • Околофольклорный коллектив «Балаган Лимитед» помнят за песню «Чё те надо?» (по мнению автора правки, это самая скучная композиция в их дебютном альбоме). Только вот ведь незадача — современный (с 1999 г.) состав так спеть не сможет. Вот и выкручиваются: то ремикс сделают, то на иностранном языке исполнят.
    • А вот 1-й состав (Е. Громова, О. Гилева, С. Махова, В. Гилев, В. Дмитриев) после разрыва с продюсером назвал свой коллектив в честь той самой песни.
  • Рэпер Гуф умер (несмотря на то, что жив). А до того, как умер, жил на седьмом этаже (это как шестой, только этажом выше). Спасибо Центру за это!
  • Рэпер Баста — мордатый делец, у него куча псевдонимов и проектов и лейбл Газгольдер, фильм про который знаменит в пересказе BadComedian. То, что он начинал карьеру как раз вместе с Гуфом, а Газгольдер делался на деньги Богдана Титомира, никто уже и не вспомнит.
  • Рэпер Витя АК-47 поднял бабла в «А-а-азино Три Топора».
  • Рэпер Тимати когда-то был на подтанцовках у ДэЦла, но потом (на деньги родителей) навыпускал своих невыносимо понтовых и попсовых треков и претендовал чуть ли не на статус короля хип-хопа, хотя у него даже хитов не было (кроме рекламы Тантум-верде-форте), а фиты с американскими звёздами были купленые. Когда в фильме «Жара» он убегал от скинхедов, весь зал подсказывал им, где он прячется. Толкал китайские наушники под своим брендом, ужасную одежду, оверпрайс-фастфуд в сети Black Star Burger и основал чудовищный лейбл Black Star, куда подписывал себе подобных. Причём Black Star был таким отстоем, что он сам оттуда в конце концов ушёл.
  • Песни Александра Лаэртского похожи на издевательские абсурдные мультики, сплошные «Сиськи в тесте» и «Дети хоронят коня». Среди персонажей зашкаливают карикатурные обыватели, негры и прочие народности крайнего Севера. И только Союз композиторов — святой и нетронутый падалью
  • «Красная плесень» — авторы только пародий, как вариант — сказок-пародий. На деле, оригинальных треков у них едва ли не больше.
    • Да и в плане пародий почему-то все уверены, что они полны мата, похабени и абсурда. На этой почве, например, их песню «Уничтожили ночь» иногда приписывают лично Цою, хотя это пародия на него.
  • Витас — это который поёт очень писклявым вокализом. В начале-середине нулевых его знали за «Аа-ААААА-ааааааа», потом на долгие годы забыли, и вот несколько лет назад снова вспомнили, но знают уже за «Ахаха, ахаха, бллблбллблблл, ахаха».
  • «Король и Шут»: вокалист Горшок был без зубов. А про второго вокалиста и автора почти всех текстов Князя обычно помнят только поклонники группы.
  • Наталья Штурм Наталья Рудина (Натали) спела «Ветер с моря дул». И всё. А не, ещё «О боже какой мужчина». А Наталья Штурм — это совсем не та, это «Окончен школьный роман».
  • Дядя Фёдор Чистяков играет на баяне и поёт про человека и кошку. После тюрьмы и сумасшедшего дома подался в Свидетели Иеговы.
  • Старый стереотип: русские рэперы поют про марихуану, секс и преступную жизнь, косят под негров. В 2000-е шаблон был порван правыми рэперами (25/17, Грот, Маваши) с их ЗОЖем, турничками, патриотизмом и религиозностью. Сложился контр-стереотип: рэперы — это типа скинов и околофутбольщиков, фашисты без проблесков интеллекта. Потом и он пошатнулся — топовые группы «белого хип-хопа» стали писать сплиты с рокерами, высказывать философские мысли, начитывать лирические мотивы. 25/17 вообще открыто деконструировали сами себя. Но оба стереотипа прижились и находятся ныне в балансе: «русский рэпер или турникмен-правак, или планокур из ночного клуба».
    • Впрочем, сейчас и тот и тот типаж перекрывает новый — клауд-рэпер, чьи тексты полны тонких подтекстов, а голос — комп. обработки.
  • Жанна Фриске — когда-то пела в «Блестящих». А еще умерла, потому что сыграла ведьму.
  • Наталья «Глюкоза» Ионова начинала карьеру как персонаж-мультяшка.
    • Глядя на неё сегодня, думаешь, что ей лучше бы остаться мультяшкой.
  • Паша Техник запомнился как перманентно обдолбанный участник всяких трэшевых ютуб шоу и участник совместных треков с отдельными рэперами в постоянном амплуа угашеного наркомана (в том числе со вполне мейнстримовыми Инстасамкой и Федуком). Два раза сидел (но за наркоту был только первый срок), лежал в рехабах, но опять брался за старое. Собственно, творчество (в составе Kunteyner и сольное) интересовало публику сильно меньше, потому что там жуткая экспериментальная электронщина и абсолютно шизовые тексты. А ещё он почти неделю помирал в Тайланде, заполняя новости собой прямо из комы, пока не умер окончательно.

Наши дни[править]

  • Саша Кладбище спела про девушку и космодесантника. Ну и про баржи Абаддона.
  • «Аквалазы», несмотря на свою активную гражданскую позицию по событиям в Украине, для народа навсегда останутся авторами трека «Колдунья» к крайне плохому и смешному порнофильму, известному как «Псковское порно».
  • Слава КПСС выиграл баттл у Оксимирона. То, что на баттле он выступал под псевдонимом Гнойный, помнят хуже, а внебаттловое творчество слушают только фанаты (даже самый известный альбом «Солнце мёртвых» и правда ОЧЕНЬ на любителя)