Пария
Вкратце
Член семьи или общества, который что есть, что его нет — для остальных разницы никакой. Или — объект психологической травли, даже об участи игнорируемого лишь мечтающий как о «не самом худшем варианте».
Пария — это изгой, обычно в переносном смысле. Его не обязательно изгоняют буквально (чаще даже как раз обходятся без этого) — но демонстративно не любят, не уважают, не приемлют, сторонятся, ставят на самое последнее место, считают, что он хуже, чем все остальные. Или изо всех сил изображают такое отношение — чтобы за кем-то была стабильно закреплена роль «штатного изгоя».
В Индии так называлась низшая каста, представители которой выполняли самые грязные работы, так что представителям остальных каст было «западло» к ним даже прикасаться. В феодальной Японии существовали аж две аналогичных касты, несколько разного статуса: чернорабочие (burakumin) — и совершенные уже парии (eta), обитатели самого низа социальной пирамиды, «люди вне религии», занимавшиеся разведением мясного скота (в основном для собственных нужд — буддисты ведь не ели мяса), разделкой мясных туш, осуществлением истязаний и казней и уборкой нечистот. Только eta разрешалось не мыться.
В современном обществе слово «пария» обычно употребляется иносказательно.
Если в семье больше одного ребёнка и один из них любимчик в семье, то второй всегда будет этим тропом. Вовсе не обязательно, что этот персонаж менее талантлив, чем его брат или сестра — просто это тот, кого родители отторгают по каким-то причинам. Ревность к любимцу в семье — почти всегда спутник этого персонажа в произведении. Тяжёлое детство очень часто именно у этих персонажей.
Родственные тропы:
- Младший сын или Бастард — именно этот троп, если речь идет о средневековом сеттинге.
- Золушка (Пасынок/падчерица) — подтроп с эксплуатацией (детского) труда.
- Родные братья противоположны и Непохожие близнецы — именно о тропе.
- В зависимости от семьи может быть Белая овца либо Паршивая овца.
- Каин и Авель, На хрена родня такая, лучше буду сиротой и Сиротинушка — то, как этот троп может реализоваться в случае драмы.
- Козёл отпущения — когда на предмет статьи сваливают все беды и тяготы.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Первопример — библейский сюжет о братьях Каине и Авеле, сыновьях Адама и Евы.
- Иван-дурак и Золушка — именно об этих персонажах. Кодификаторы тропа.
Театр[править]
- Фридрих Шиллер, «Разбойники» — Франц Моор. Отец так его ненавидел, что Франц после того, как избавился от старшего брата, отцовского любимчика Карла и стал полноправным хозяином поместья, отправил отца в тюремные казематы.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- М. Е. Салтыков-Щедрин вырос в семье, в которой мать делила детей на любимых и постылых. Жизнь последних была незавидна. Эту особенность семьи писатель воспроизвел во многих книгах. Сам он, по мнению биографов, принадлежал к любимчикам, но в полуавтобиографическом произведении «Пошехонская старина» написал: «Что же касается до меня лично, то я, не будучи „постылым“, не состоял и в числе любимчиков, а был, как говорится, ни в тех, ни в сех».
- Братья Стругацкие, «Далёкая Радуга» — деконструкция. Да, Роберт Скляров обделён умом (и то относительно — если сравнивать с местными гениями), но не всем же Нуль-Т покорять. А так вполне симпатичный молодой человек. Вон с него даже скульптуры ваяли в античном стиле. Но он всё равно чувствовал себя неполноценным…
- Юрий Томин, «А, Б, В, Г, Д и другие» — после того, как Шурик проявил себя как подлец, остальные юные туристы превратили его в парию (в социальном смысле). Стасик (их главный) — Шурику: «Молчи. Тебя не спрашивают. Тебя больше никогда не будут спрашивать». Шурик пытался делать вид, что «всё нормально» и «всё по-прежнему», но это не прокатывало.
На других языках[править]
- Джейн Остин любит этот троп:
- «Гордость и предубеждение» — Элизабет любимица отца, но троп для матери. Лидия же, наоборот, любимица матери, но не отца. Мэри игнорируют практически все, а вот Китти уже полноценный троп.
- «Доводы рассудка» — Энн Эллиот. Младшая в семье, она явно и откровенно нелюбима. С ней не считаются, её не замечают, по умолчанию подразумевается, что она уступает всем, оказывает полезные услуги, а также занимается необходимыми делами, когда ими не хотят заниматься другие.
- Г.-Х. Андерсен, «Гадкий утёнок».
- В. Гюго, «Отверженные» — Козетта и Гаврош.
- Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» — собственно Гек Финн. Причём именно этим словом автор его и называет, в социальном смысле. То есть этот бродяжка — пария не для папаши-алкоголика, у которого он единственный, а для добропорядочных жителей города.
- «Унесённые ветром» — когда умерла любимая дочь Скарлетт Бонни, мать недовольна тем, что у неё осталась Элла от предыдущего мужа, которого Скарлетт тоже презирала.
- Роберт Грейвз, «Я, Клавдий» — Клавдий для всей своей семьи, кроме, пожалуй, старшего брата. Хромой заика, который только и делает, что сидит в своих этрусских книжках, риторике не обучен, любую ответственную должность поручить стыдно. Когда дедушка Август, выступая перед патрициями с призывом заводить большие семьи, показывает им как раз попавшегося под руку Клавдия, его поднимают на смех. Тем не менее, по итогам повествования оказывается, что Клавдий в семье был единственный нормальный человек.
- «Властелин Колец» — Фарамир для Денетора. Что ж ты в танке не сгорел?
- А. Азимов, «Штрейкбрехер» — колония с наследственной кастой из одной семьи, глава которой нажимает на кнопки, управляющие переработкой отходов жизнедеятельности. Герой прибывает на колонию, как раз когда этому человеку надоела жизнь неприкасаемого, и он решил забастовать. Герою приходится выполнить эту работу самому (переполнение резервуаров чревато эпидемией), после чего ему говорят (по телефону) «спасибо, а теперь быстренько на звездолёт и домой, неприкасаемый».
- Стивен Кинг, «Кэрри» — главная героиня для своей матери.
- «Гарри Поттер»:
- Главный герой, конечно же. Эталонный пример.
- Мать Волдеморта воплощает троп.
- Сириус Блэк, Петунья Дурсль и Северус Снейп.
- «Песнь Льда и Огня»:
- Тирион давит педаль в асфальт.
- Теон Грейджой. Отец его презирает, и вполне заслуженно (впрочем, в основном не за то, за что его следует презирать по меркам нашего общества). Аша же, может, и хотела бы помочь ему, но своим гадким характером он портит всё. Ашу сердит его козлизм и сексизм, и она несоразмерно шпыняет Теона и жестоко насмехается над ним, так что получился эффект «Называйте человека свиньёй почаще, и он в конце концов захрюкает». Если бы Аша не превратила в моральный ад пребывание Теона в родном доме (где он долго отсутствовал) — может, он и не решился бы на свою идиотскую и, как позже выяснилось, хуже-чем-самоубийственную авантюру…
- В результате Рамси Болтон, взяв Теона в плен, превратил его не просто в своего слугу и «живую игрушку», а в парию — уже не в семейном, а в социальном смысле слова. Но только в этой роли Теон сумел раскаяться в своём прежнем свинстве, преодолеть свой козлизм и морально возвыситься. И всё равно, не дай бог подобного НИКОМУ.
- Станнис Баратеон для своих братьев.
- Субверсия в случае со Старками. Арья думает, что она троп, но это не так — Эддард потакает ей во всём, а Кейтилин тоже её любит, хоть и недовольна её поведением: она хочет видеть Арью леди (нет, не воительницей), Арья хочет быть бой-бабой.
- Джон Сноу троп, но только для Кейтилин, которая его ненавидит. Остальные относятся к нему доброжелательно.
- Сэм Тарли для своего отца. Вот тут уже чистейший троп и абсолютная несправедливость по отношению к Сэму — ну да, ботан, ну и что? Такие, как он, в Вестеросе испокон веков становятся мейстерами, и все довольны. Но нет, надо вбить себе в голову, что, став мейстером, Сэм бы опозорил род (это не так — никто не посмотрел бы на это, как на позор, и вообще в мейстеры уходили даже принцы крови). А вот остальная семья относятся к нему нормально: мать и сестра его любят, и даже младший брат (любимчик отца) Дикон не проявляет выраженного негатива к Сэму.
- В Ночном Дозоре, организации немногих добровольных отшельников, служащих вместе с многочисленными ссыльными (социальными изгоями) Сэма попытались было превратить во «внутридозорного» парию, потому что он в семье уже привык быть объектом буллинга и повёл себя в Дозоре как «штатная жертва». Но Джон Сноу не позволил — и сумел мотивировать большинство на воздержание от подобного, убедив их, что травить кого-либо недостойно. А меньшинство, не согласное с этим, Джон сумел попросту запугать, потому что другого языка они не понимали.
- Джон вообще не любит, когда из кого-то делают парию. Ссыльного гомосексуалиста Атласа он тоже не дал в такого превратить (и нет, что бы там ни думали шипперы, Джон — абсолютный гетеросексуал).
- Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета» — Ренарин с его врожденным малокровием и тихим характером презирается своими ориентированными на войну соотечественниками. Даже его отец довольно долго в мыслях называл его «тот, другой» и «инвалид» — хотя позже понял свою ошибку и раскаялся.
- Жаклин Уилсон, «Разрисованная мама» — с прикрученным фитильком: так-то мать и сестра любят главную героиню, но всё же она всегда чувствовала себя «старой облезлой попугаихой, одиноко нахохлившейся в стороне от двух ярких и очаровательных неразлучников».
Кино[править]
- «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: мальчик «а что это вы здесь делаете?». Все дети в пионерском лагере дружно его за что-то не любят и каждый раз говорят ему только одно: «Иди, иди отсюда!».
- «Тор» — Локи. Так он считал и, как оказалось, небезосновательно. На самом деле он сын не Одина, а ётуна Лафея. Он даже не бастард, а просто трофей. Следовательно, законным путём трона ему не видать.
- «Совсем пропащий» (по «Приключениям Гекльберри Финна») — Гек Финн, роль которого исполняет Роман Мадянов.
Мультфильмы[править]
- «Король Лев» — Шрам, конечно же. Во всяком случае он себя считает этим тропом, хотя подробностей мы не знаем.
- Кстати, неканоническая расширенная вселенная утверждает, что раньше его звали Така — «мусор, отброс» на суахили.
- «Холодное сердце» — принц Ханс.
- «Русалочка 2: возвращение в море» — Моргана. Всю жизнь ревновала мать к Урсуле и закрутила всю интригу, только чтобы ощутить себя не хуже сестры.
- «Энканто» — Мирабель, но только для бабушки, которая её стыдится. Остальные (кроме Изабеллы, но уже по другим причинам), относятся к ней доброжелательно.
- А вот Бруно отыгрывает троп на все сто, хотя и тут есть исключение — в лице Джульетты.
Мультсериалы[править]
- «Аватар: Легенда об Аанге» — педаль в асфальт давит Зуко для Озая.
- Ирония судьбы в том, что Озай сам был этим тропом для Азулона.
- «Финес и Ферб» — доктор Хайнц Фуфелшмерц. ревность к брату и деревянные игрушки прилагаются.
- «Клуб Винкс: Школа волшебниц» — Тританнус.
- «Легенды Чимы» — Крулер, старшая сестра Краггера, одного из главных героев.
- «Эй, Арнольд!» — Оскар Кокошка в пансионе Sunset Arms.
Аниме и манга[править]
- Angel Beats! — Аято Наой при жизни.
- «Blue Exorcist» — Юкио умудрился стать сабжем и в родной, и в приёмной семье, а потом и повсеместно.
- Funny Pets — Крещент.
- Naruto — Хината в своей семье, поскольку была признала отцом бездарной и лишена статуса наследницы. В отношении неё есть небольшой бонус для гениев: в японской традиции отрезание волос символизировало разрыв связей с прошлым, и среди всех показанных членов клана, не считая статистов из побочной ветви, только у Хинаты короткая стрижка. Потом отношение к ней потихоньку начинает меняться, и ко второй части она уже отращивает волосы.
- А также сам Наруто (до определённого времени) и Гаара, так как они оба с младенчества (или, в случае Гаары, с самого рождения) носили внутри демонов-Хвостатых, из-за чего общество их отождествляло с этими самыми демонами.
Видеоигры[править]
- Silent Hill: Homecoming — протагонист Алекс Шепард по сравнению со своим младшим братом Джошуа. А разгадка в том, что Алекса с рождения предполагалось принести в жертву по договору с божеством.
- Pathfinder: Kingmaker - Амири, в её родном племени так и называли, то, что она за такое может голову отвернуть, их не сильно смущает.
- Darkest Dungeon — Прокажённый и особенно Выродок.
Визуальные романы[править]
- Little Busters! — Харука, в то время как Каната была любимчиком в семье. Правда, в конце оказывается, что более везучая сестра была ненамного счастливее в этой ситуации.
Реальная жизнь[править]
- В Германии 1933—45 годов («эпоха Третьего Рейха») гитлеровский режим превратил евреев во вполне официальных парий. Существование такого явления, как «полезные евреи» (nützliche Juden), этого не отменяло, а наоборот, пуще подсвечивало.
- В каждом архаическом обществе существуют отверженные социальные группы (фиксируемые культурологией в образе Другого), которые, на основании мифологии, наделяются негативными коннотациями. Чаще всего это потомки чуждых основной, наиболее массовой, этнических групп. В Индии, родине тропа, парии - представители низших каст и неприкасаемые (далиты), которые в большинстве состоят из потомков темных дравидов, покоренных европеоидными ариями. В Афганистане и Йемене париями являются, наоборот, потомки бывших завоевателей этих стран: в первом случае - хазарейцы, остатки монгольских орд, а во втором - эфиопы из Аксума. В этом же положении были африканцы в США вплоть до 1960-70-х, когда прекратили действие "законы Джима Кроу" и в южноафриканских странах, практиковавших апартеид, до 1980 г. (Южная Родезия) и до 1991 г. (ЮАР и Намибия).
- Ирина, младшая дочь Марины Цветаевой. К старшей Ариадне и сыну поэтесса относилась несоизмеримо лучше, а младшую привязывала к креслу, чтобы та не ползала по комнате, и постоянно жаловалась на крики голодающего и недолюбленного ребёнка, называя её гнусной и тупоголовой (в два-то года, и при этом она всерьёз сравнивалась с Ариадной, которая в семь лет писала матери отчаянные письма из приюта совершенно невообразимым для своего возраста языком). И если старшая всегда фигурирует в записях под уменьшительно-ласкательным «Аля», то вторая — только «Ирина». Совершенно неудивительно, что девочка в итоге умерла в приюте, куда мать сдала их с сестрой, не будучи способной прокормить их самостоятельно.
Примечания[править]